Опыт «Улицы Сезам»: как создать идеальный образовательный продукт

Какие уроки можно извлечь из тридцатилетнего исследования детского телешоу «Улица Сезам», чем отличается детское восприятие от взрослого и почему важно тестирование каждого шага?

Время чтения: 14 минут
Опыт «Улицы Сезам»: как создать идеальный образовательный продукт

«Переломный момент. Как незначительные изменения приводят к глобальным переменам» — это настольная книга многих маркетологов и журналистов, написанная в 2012 году как раз журналистом издания New Yorker Малкольмом Гладуэллом. На деле её нужно прочитать каждому: книга расскажет, почему одни идеи становятся заразительными, а другие нет; какие люди собирают знания, а какие — распространяют; и почему все большие перемены происходят одним махом. Да и читать «Переломный момент» — одно удовольствие, настолько легко и живо она написана.

Но нас в этой книге заинтересовала одна глава под названием «Фактор прилипчивости», посвящённая результатам тридцатилетнего исследования детского шоу «Улица Сезам» и особенностей детского восприятия визуальной информации. Это бесценный опыт для всех, кто работает с детьми или разрабатывает свой продукт для детской аудитории. За годы существования передачи была проделана колоссальная исследовательская работа с вовлечением психологов и научного сообщества. Тестировался каждый шаг, каждое нововведение, оценивалась эффективность каждого самого малого изменения — всё для того, чтобы максимально распространить идею грамотности среди американских телезрителей.

 

 

Один из первых эпизодов «Улицы Сезам»

Детское телешоу «Улица Сезам» — уникальное явление в мировом телевидении. Это первая телепередача в мире, созданная специально для детей и получившая огромный коммерческий успех и академическое признание. Сам факт того, что юное поколение собрались учить — страшно сказать! — посредством телевидения, в те времена (конец 60-х годов прошлого века) был необычайно дерзок. Телевидение тогда было достаточно новым источником информации, и как образовательное средство его отказывались воспринимать. Тем не менее, телепродюсер Ганц Куни вступила в сотрудничество с психологом Гарвардского университета Джеральдом Лессером, чтобы выработать принципы нового подхода к обучению. Надо сказать, Лессер изначально не верил в этот замысел:

Я всегда очень серьёзно относился к тому, как надо учить ребёнка тому, что ты знаешь. Ты пытаешься найти его сильные стороны, чтобы подыграть им. Тебе надо разобраться в слабостях ребёнка, чтобы избегнуть их проявления. Потом ты учишь ребёнка в соответствии с его индивидуальностью… У телевидения нет ни потенциала, ни возможностей для этого.

И всё же научное любопытство пересилило. В то время (да и сейчас, чего греха таить) бытовало мнение, что просмотр телевизионных передач — пассивная деятельность. Внимание удерживается яркими цветами, звуковыми эффектами, быстрой сменой кадров и планов; это лишает зрителя необходимости осознавать происходящее на экране, приводит к быстрой утомляемости, низкой концентрации внимания и «синдрому телевизионного пульта» — стоит телезрителю заскучать, он просто переключает каналы в поисках чего-то более увлекательного, и так без конца.

Но многочисленные эксперименты и исследования того времени (одно из самых обширных — «Восприятие телевидения детьми: исследование внимания и понимания») убедительно доказали, что дети смотрят телевизор совсем иначе.

Два важных эксперимента с детским восприятием

1. Один из эпизодов «Улицы Сезам» показывали группе детей в исковерканном варианте: сцены были перемешаны между собой, так что нить повествования совершенно терялась. Если бы детей интересовал только визуальный ряд, яркость картинки и темп смены фрагментов, их внимание по-прежнему бы было приковано к экрану. Но этого не случилось. Дети перестали смотреть этот эпизод сразу же, как перестали понимать происходящее.

2. Детей разбили на две группы: одна группа просматривала обычный эпизод «Улицы Сезам» в комнате с большим количеством игрушек, другая — в простом помещении. Конечно, дети без игрушек смотрели передачу 87% контрольного времени, а дети с игрушками — 47%. Самое интересное началось потом, когда приступили к проверке усвоенной информации. Результаты обеих групп оказались одинаковы! Это означает только одно: дети так или иначе усваивают самую значимую информацию, распределяя своё внимание между разными видами деятельности. Таким образом, главное при подаче материала детской аудитории — правильно расставить ключевые моменты повествования.

Значит, чтобы сделать передачу интересной для детей, нужно убедиться в том, что она удерживает их внимание равномерно по всей длительности программы. И для этого группа научных консультантов разработала специальное тестирование, которая впоследствии получила название «методика отвлекающих раздражителей».

Тестирование методом отвлекающих раздражителей

Суть методики состояла в том, чтобы одновременно с показом телепередачи на параллельном экране демонстрировать детям слайд-шоу с меняющимися каждые 7,5 секунд изображениями (почти 400 разных слайдов для одной программы). Во время просмотра реакцию детей скрупулёзно записывали в блокнотики ассистенты — отвлеклись маленькие зрители на слайд или нет. В итоге получался посекундный отчёт о том, какие фрагменты передачи крепко удерживали внимание, а какие не справлялись с задачей. Если средний показатель уровня внимания в течение всей передачи составлял 85-90% (стопроцентный результат достигался редко), эпизод запускался в эфир; если нет, над передачей продолжали работу, пока не добивались нужного результата. Было выяснено, что в среднем каждый фрагмент передачи должен длиться не более трёх минут — именно столько дети наиболее активно концентрируются на одном сюжете.

В процессе этих бесконечных маленьких улучшений было развенчано множество мифов о том, что интересно детям.

Три заблуждения о том, что интересно детям

 

 

Вы не поверите, но детям интересно смотреть, как Коржик поедает одну из букв алфавита.

Животные. Например, традиционно считается, что дети любят смотреть на животных. Методика отвлекающих раздражителей показала, что ни бегающие котята, ни прыгающие муравьеды, ни говорящие панды не удерживают внимание детей.

Энергичное действие. Детям не нравится, когда на экране происходит мельтешение и чрезвычайно активные диалоги. Взрослым происходящее может показаться очень оживлённым и интересным, но дети предпочитают отвернуться от этой суматохи. Да и усвоение материала при излишней суете, создаваемой персонажем, сильно хромает. Пример: рассматриваются два разных эпизода; оба учат складывать вместе отдельные звуки. В первом эпизоде девочка-кукла подходит к огромному слову, перемещается от буквы к букве, чётко произнося каждый звук, и так несколько раз, пока не произносит всё слово целиком. Во втором эпизоде куклы Оскар Брюзга и Толстушка разбирают слова на части и снова их собирают, выкрикивая звуки по очереди, пока слово не становится целым. Оба эти эпизода замечательно удерживают внимание детей благодаря ярким забавным куклам-персонажам. Но при проведении тестирования с помощью инфракрасного монитора регистрации направления взгляда выяснилось, что в эпизоде с Оскаром Брюзгой дети следили не за буквами, а за хаотичным передвижением смешного чудовища. А вот первый эпизод, со спокойными размеренными движениями, фиксировал взгляд зрителей именно на буквах.

Детям нужна связь с реальностью. Многие детские психологи, консультировавшие группу создателей и продюсеров «Улицы Сезам», советовали отделить элементы фантазии в шоу от реальности, чтобы не запутывать восприятие маленьких зрителей. Иными словами, они рекомендовали куклам появляться только в мире кукол, а настоящим людям — только в компании других людей. Но во время главного тестирования пяти эпизодов в шестидесяти разных семьях выяснилось, что такой подход — это полный провал. Дети полностью теряли интерес, как только повествование переходило к улице и постоянно что-то рассказывающим взрослым. Поэтому продюсеры шоу решили обойти мнение психологов стороной и сделать по-своему. Теперь пушистые ростовые куклы разговаривали со взрослыми и детьми на улице, и это полностью завладело вниманием детей.

Источник: muppet.wikia.com

Совершенствование опыта

Надо сказать, что опыт «Улицы Сезам» не был бы настолько ценен, если бы затем его не использовали и не совершенствовали последователи и конкуренты. В середине 90-х годов прошлого века один из бывших продюсеров «Улицы Сезам», Тодд Кесслер, к тому времени уже работавший в компании Nickelodeon, решил снова изменить представление о детском телевидении. Вместе с коллегами он придумал шоу «Подсказки Блю» (Blue’s Clues). Этим творением авторы мечтали использовать весь потенциал образования с помощью телевидения, отказавшись от длительных диалогов в пользу визуальных средств.

Если взрослый человек посмотрит хотя бы один выпуск «Подсказок Блю», он совершенно не поймёт, что в этих мучительно медлительных сюжетах может заинтересовать. Да вот, посмотрите сами хотя бы несколько минут этого шоу.

 

Изображение в шоу двухмерное, ведущих всего двое (собака Блю, естественно, голубого цвета, и актёр Стив), повествование намеренно затягивается множеством пауз. Тем не менее, эта передача превзошла «Улицу Сезам» с её искромётными шутками и по результатам методики отвлекающих раздражителей, и по телевизионным рейтингам, и по результатам тестов на усвоение материала детьми.

Какие успешные подходы остались?

Вовлечение в процесс

Создатели «Подсказок Блю» заметили, что при просмотре некоторых эпизодов «Улицы Сезам» дети стремились отвечать на вопросы ведущего или повторять его движения, когда он, например, водил пальцем по буквам. Это — яркий признак вовлечённости в процесс. Но если «Улица Сезам» не использовала это преимущество на полную мощность, шоу «Подсказки Блю» решили сделать интерактивность и личное участие детей основным аспектом. Ведущий передачи Стив обращается исключительно к камере, делая паузы после вопросов, чтобы каждый маленький зритель мог на него ответить. Иногда он совершенно ничего не понимает, приглашая детей помочь ему с отгадкой — вот тогда дети готовы вскакивать с мест и выкрикивать правильные ответы для недогадливого ведущего, который их всё равно не услышит. Но цель достигнута: дети вовлечены.

Повторы

Авторы «Улицы Сезам» выяснили, что дети любят повторы. Они совершенно не против посмотреть одно и то же двадцать раз подряд. Взрослым неинтересно переживать одно и то же несколько раз, поскольку взрослый человек способен осознать даже достаточно запутанный сюжет с одного повторения. Поэтому так мало фильмов, которые хочется пересмотреть и так мало книг, которые хочется перечитать. Дошкольник мыслит совсем иначе. Каждый повтор он переживает по-разному, постепенно углубляя степень своего осознания, выявляя новые закономерности, делая мир вокруг себя более предсказуемым и структурируемым. В «Подсказках Блю» продюсерская группа сделала повторы ещё более интенсивными и продуманными — стремясь сделать сюжет загадки достаточно сложным, чтобы зрители не угадали её с первого раза; но при этом не запутанным, чтобы не поставить детей в тупик. Процесс создания таких загадок — крайне рутинная работа, требующая тестирования. И да, создатели «Подсказок» не уставали тестировать каждую серию на группах детей, потому что им был важен результат.

Что изменилось?

Нет взрослым шуткам

«Улица Сезам» была рассчитана не только на детскую аудиторию, но и на родительскую: по замыслу создателей, передачу с удовольствием смотрели бы и взрослые вместе со своими детьми. Этим обусловлено большое количество юмористических ситуаций и каламбуров, радующих взрослых и совершенно неинтересных детям. Благая цель организации совместного просмотра поучительной передачи была достигнута, но в жертву была принесена эффективность: дети теряли внимание на фрагментах с забавными аллюзиями, понятными только взрослым.

Авторы «Подсказок Блю» учли этот недостаток, избавившись от игры слов и комических скетчей.

Нет рекламному подходу

«Улица Сезам» использовала в построении сюжета рекламный подход: клиповую нарезку очень коротких простых фрагментов, каждый из которых решал конкретную образовательную задачу. Фрагменты не объединялись в единую сюжетную линию во многом благодаря утвердившемуся тогда мнению, что дети младшего возраста не способны следить за развитием длинного повествования. Однако уже в конце 60-х годов стали появляться первые теории о том, что повествовательная форма и связные истории крайне важны для умственного развития ребёнка. Да, дети 3-5 лет не могут воспринимать запутанные сюжетные линии, но именно структура повествования помогает им осмыслить происходящее в окружающем мире. В конце 80-х годов прошлого века проводился потрясающий эксперимент «Рассказы из детской кроватки», результаты которого после анализировались группой лингвистов Гарвардского университета. В ходе эксперимента было записано на плёнку 122 монолога очень сонной двухлетней девочки Эмили (когда маленькие дети засыпают, они часто говорят сами с собой). Выяснилась потрясающая вещь: словарный запас, владение грамматикой и структура монологов маленькой девочки, говорящей сама с собой,  оказались гораздо шире и развитей, чем думали все окружающие. Фактически маленькая Эмили каждый вечер создавала целые истории о событиях дня, своих чувствах и мечтах. Именно через повествование дети учат думать сами себя.

Этот эксперимент показал создателям «Подсказок Блю», что нужно следовать единой сюжетной линии, и связывали фрагменты каждого своего эпизода одной историей.

В качестве итога

Такими исследованиями открывалась и развивалась эпоха образовательного телевидения. Всё, что мы видим сейчас на образовательных YouTube-каналах и в современных детских телепередачах — это плоды бесконечной череды экспериментов тех лет. Сейчас на смену видеоматериалу приходит новое средство информации — цифровые игры. Как развлекательное средство компьютерные игры используются уже третий десяток лет. А вот об их образовательных возможностях задумались не так и давно. Известны важные отличия цифрового игрового контента от аудиовизуального, предлагаемого видео. Это прежде всего нелинейная система повествования и возможность игрока напрямую влиять на игровой процесс (что выводит уровни вовлечённости на совершенно иной план: это уже не разговор с ведущим Стивом по ту сторону экрана, а настоящее взаимодействие). В последние годы разрабатываются тысячи новых игр, но тщательным анализом восприятия дошкольниками и школьниками игрового процесса никто до сих пор не занимался. На подобные исследования требуется несколько лет экспериментальной деятельности, и ещё пара лет на обработку полученных данных.

Тем не менее, есть ряд исследований о положительном влиянии видеоигр на когнитивные способности и нейропластичность. Эти результаты полезны уже тем, что постепенно отводят на задний план негативное отношение к играм (как в своё время было повержено скептическое отношение к образовательным возможностям видео). Есть примеры игр, разработанных уже в плотном сотрудничестве вместе с учителями и психологами. И каждый такой пример нуждается в многолетней обкатке и таких же тонких срезах, какие использовали пионеры образовательных развлечений в телевизионную эпоху.

Читайте также нашу тематическую подборку о геймификации образования.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
11 февраля 2015, 12:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--