Основатель edX на Reddit: онлайн-образование даёт знания только тем, кому они нужны

Анант Агарвал, основатель образовательной платформы EdX и профессор MIT, отвечает на вопросы читателей Reddit.

Время чтения: 6 минут
Основатель edX на Reddit: онлайн-образование даёт знания только тем, кому они нужны

На сабреддите, посвящённом науке, профессор МТИ Анант Агарвал появляется не в первый раз: в прошлом году президент edX также выделил время, чтобы ответить на вопросы слушателей и интересующихся развитием онлайн-образования. Приводим здесь самые горячие темы из нынешнего треда. Итак, Анант Агарвал, ведущий курса по электронике на edX (который запускается уже в шестой раз), преподаватель электронной инженерии и Computer Science, руководитель лаборатории Computer Science и искусственного интеллекта МТИ, об электронном обучении и своих наблюдениях за развитием онлайн-образования.

Источник: ted.com

Об онлайн-сертификатах и найме на работу

Мы стараемся повысить значимость массовых онлайн-курсов в сознании людей: например, по завершении курса предоставлять подтверждённый сертификат с брендом edX и университета, разработавшего курс. Также мы работаем над тем, чтобы университетам стало интересно засчитывать результаты завершённого онлайн-курса в качестве академических экзаменов, но на это нужно время.

В своих выступлениях я не раз говорил о том, что не противопоставляю студента, изучившего мой курс по электронике онлайн студенту, отучившемуся в аудитории. Онлайн-курс так же непрост, как и традиционный, а практика отрабатывается за счёт виртуальных лабораторий. Да, не все онлайн-курсы одинаково полезны, и я не могу ручаться за все существующие MOOC. На месте работодателей я бы смотрел на каждый конкретный курс, законченный кандидатом, в особенности на реализованные в курсе онлайн-методы контроля и оценки знаний студентов.

Что касается значимости пройденных курсов в глазах работодателей, тут действует старый закон: работник ценится не за количество дипломов и сертификатов, а за уже воплощённые проекты и имеющиеся навыки. Если вы у себя в гараже построили беспилотный дрон, всем работодателям будет неважно, где и как вы этому научились.

О роли онлайн-образования

Я считаю, что онлайн-образование выполняет две основные роли. Первая — поддержка традиционного обучения с помощью смешанной модели. Вторая — обеспечение тех студентов, у которых нет доступа или ресурсов для посещения университета, качественным и концентрированным учебным процессом. А для университетов важно следить за тем, чтобы онлайн-версия их курсов совпадала с тем опытом, который получают их очные студенты. Нельзя просто так взять, снять лекцию на видео и начать говорить, что их вуз запустил онлайн-курс.

Эпизод из лекции Ананта Агарвала в курсе электроники от МТИ. Знаменитая демонстрация с бензопилой.

О жульничестве и подтверждении личности студента

Порой возникает вопрос: как убедиться в том, что студент, проходящий онлайн-курс, сам решает задания и контрольные? На edX сертификат не выдаётся, пока студент не предъявит перед камерой свой паспорт и не покажет лицо перед веб-камерой или камерой мобильного телефона. В будущем необходимо думать над процессом верификации активности студента. Наш партнёр, Software Secure, реализующий верификацию личности студента, сейчас работает над онлайн-технологией, которая с помощью данных веб-камеры контролирует, что делает студент. Возможно, мы применим некоторые элементы этой технологии, но в том виде, в каком она есть сейчас, она доставляет неудобства студентам — нужно решить, как её внедрить безболезненно для всех.

А по большому счёту — сдавать чужие работы и жульничать можно и в традиционном университете; при этом вы должны понимать, что при этом многому вы не научитесь. Онлайн-образование призвано давать знания тем, кто их хочет получить; есть технологии, которые смогут контролировать каждый ваш шаг, но нужно ли вам это?

О фиксированных датах начала курсов

Многие слушатели жалуются на то, что онлайн-курсы запускаются в определённый день, хотя, казалось бы, одно из преимуществ онлайн-обучения состоит в том, чтобы не быть привязанным к расписанию. По этой причине всё чаще выпускаются «всегда идущие курсы» (или самостоятельные курсы). Например, последний курс по электронике в июне был запущен именно в таком режиме.

Тем не менее, исследования показывают, что показатели завершаемости синхронных курсов (тех, что имеют дату начала и дату окончания) выше, чем самостоятельных курсов. Видимо, срабатывает ощущение дедлайна. Кроме этого, когда студенты проходят курс одновременно, они получают материал в одно и то же время и имеют возможность сразу обсудить его.

Чтобы добавить эти преимущества синхронных курсов в самостоятельные, можно создавать студенческие группы, в которых учащиеся смогут обсудить изучаемый материал.

О курсах разной направленности

Создать качественный курс по любой дисциплине — огромная работа. На edX есть курсы и по гуманитарным наукам, и по STEM-дисциплинам. Лично мне кажется, что STEM-курсы создавать сложнее по нескольким причинам. Например, для реализации гуманитарных курсов мы запустили возможность объединения студентов в малые группы внутри больших MOOC, а также разработали различные технологии для коллективной оценки работ учащихся и оценки с помощью искусственного интеллекта. Что касается STEM-курсов, для оценки знаний по этим дисциплинам необходимо создание отдельных виртуальных лабораторий.

О том, почему сложно завершить курс

Многие студенты говорят, что не завершают курс, потому что начинают мешать внезапные повседневные дела или потому что не считают это серьёзным делом. Если же студент начинает курс, который предлагает по завершению верифицированные сертификаты, показатель завершаемости подскакивает с 10% до 60%.

О преимуществах MOOC для вузов

Университеты получают множество преимуществ при создании собственных MOOC — повышение узнаваемости и престижа. Для профессоров и преподавателей это возможность использовать разработанный курс для поддержки аудиторных занятий. Преимущества для студентов и разъяснять не приходится — послушать теоретическую лекцию дома никто не откажется.

А напоследок посмотрите выступление Ананта Агарвала на конференции TED 2013 г. о том, почему MOOC всё ещё актуальны.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
28 января 2015, 12:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--