MAXIMUM

Создаём атмосферу сотрудничества в классе

Современный хороший урок — какой он? Этот вопрос задаёт себе и коллегам любой преподаватель, обеспокоенный собственным профессиональным развитием.

Время чтения: 7 минут
Создаём атмосферу сотрудничества в классе

Автор статьи — Михаил Пекар, старший вице-президент по образовательным программам MAXIMUM

Как сделать урок не только результативным, но и живым, интересным? Существует немало способов «разбавить» теоретический материал. Сегодня мы рассмотрим такую обязательную составляющую урока, как сотрудничество с классом.

С появлением первых университетов лекционная форма преподавания учебного материала процветает. Всё, что нужно преподавателю — это выйти к аудитории и рассказать о том, в чем хорошо разбираешься. Но, грубо говоря, актуальность преподавателя-лектора оказалась под угрозой в тот момент, когда человек научился печатать книги. Мы уже не говорим о настоящем, когда потребность в новой информации удовлетворяется несколькими кликами на подключенном к Интернету компьютере.

В чём роль современного преподавателя? Просто дать информацию для «зубрёжки» или по-настоящему увлечь учащегося? Мы считаем, что ответ очевиден. Наша цель: мотивировать ученика учиться, привить любовь к предмету и позволить ему реализовать свой потенциал.

 

Источник: maximumtest.ru

В 2013 году журнал Proceedings of the National Academy of Sciences опубликовал исследование, результаты которого оказались более чем ожидаемыми. Студенты, обучающиеся в формате лекций, на 55% чаще проваливают экзамен по сравнению с теми, кто принимает активное участие в ходе занятий. Таким образом, активное обучение не только больше нравится ученикам, но и приносит ощутимые результаты.

Распространённая жалоба преподавателя: «Ученики пассивны, отвечают несмело или предпочитают отмалчиваться. Как я могу внедрять нелекционный формат, если ученики сами не хотят участвовать в обсуждении?» Откроем небольшой секрет: единственная причина, по которой класс ведет себя пассивно — это преподаватель.

Рассмотрим классический урок в школе: проверка домашнего задания под руководством учителя, новая тема в формате лекции, работа с учебником, краткое обсуждение в классе, где ученик занимает неактивную позицию, и объяснение предстоящего домашнего задания. Иногда устраиваются «семинары», когда ученики готовят доклады и зачитывают их с листочка у доски. Узнаёте? Чем это выгодно отличается от видеоуроков в интернете или от работы с книгой-самоучителем?

Но выход есть. Ученика нужно научить говорить. И чем больше, тем лучше. Не секрет, что в изучении иностранных языков обучение говорению занимает особое место, ведь это позволяет не только преодолеть языковой барьер, но и быстрее освоить лексику и грамматику. Что мешает использовать тот же формат в других предметах? На любом уроке умение выразить свои мысли не менее важно, чем на занятиях французским. Любой экзамен — это проверка знания предмета и умения эти знания транслировать.

 

Источник: maximumtest.ru

Анализируй и побеждай!

Первое, что нужно сделать — оценить собственный урок. Чаще всего это делать сложно и страшно. Сложно потому, что преподаватель видит урок только изнутри, стоя у доски. А страшно, потому что существует опасение увидеть что-то такое, что может не понравиться. Меняться, а иногда и «ломать» себя бывает очень неприятно.

С первой проблемой справиться очень легко: требуется только камера, ноутбук, мобильный телефон или любой другой гаджет с функцией видеозаписи. Видео позволяет проанализировать не только содержательную составляющую урока, но и невербальные способы коммуникации, которые вы используете: улыбку, жесты, движение по классу и многое другое. Улыбаетесь ли вы, когда хвалите ученика? Какую атмосферу создаёте в классе? Вы сможете посмотреть на себя с другой стороны.

Задайте себе вопрос: «А мне было бы интересно на таком уроке?»

Не забудьте делать пометки во время просмотра, отмечать не только минусы, но и плюсы. В конце концов, эти записи могут стать вашей личной программой самосовершенствования. Как раз тогда, когда у вас будет чёткий план, исчезнет страх.

Итак, что конкретно нужно сделать, чтобы научить класс говорить? Рассмотрим те способы сотрудничества, которые мы уже внедрили в работу и успешно реализуем на наших курсах по подготовке к ЕГЭ MAXIMUM.

 

Источник: maximumtest.ru

Дайте ученикам время на ответ

Распространенная ошибка: не получив ответ сразу, задавать вопрос снова и снова, меняя слова местами или стараясь перефразировать его. Иногда стоит немного подождать. Особенно если ответ не очевиден. Задавая вопрос снова, вы переключаете внимание класса. Ученикам может показаться, что вы уже спрашиваете о чём-то совсем другом. Позволив им пораскинуть мозгами, вы как бы говорите: «У вас есть время, не нужно торопиться».

Не отвечайте на простые вопросы из класса

Вы когда-нибудь задумывались о том, что ответ на вопрос ученика может знать другой ученик? Позвольте учащимся обсудить несложную тему самостоятельно. Для этого достаточно повторить вопрос и добавить: «А как вы думаете?» или спросить кого-то лично. Таким образом вы покажете, что доверяете классу, что ученики могут положиться друг на друга в решении поставленных задач. Это поможет им в дальнейшем работать в группах по несколько человек или в парах.

Задавайте наводящие вопросы, но не торопитесь

Если ученик замкнулся в себе и просто молчит в ответ на поставленный вопрос, то можно помочь ему, но ни в коем случае не переключаться на того, кто знает ответ. Всегда проще попросить сильного ученика ответить и побежать дальше, но так мы теряем слабого, который может замкнуться сильнее и вообще отстраниться от урока. Намного лучше задать наводящий вопрос, терпеливо дождаться ответа и обязательно поощрить активность. Хотим обратить внимание, что этот способ работает именно со слабыми и застенчивыми учениками, но никак не с теми, кто просто не выучил теоретический материал дома.

Используйте работу в группах или в парах

Когда требуется пройти сложную тему или выполнить непростое задание, особенно впервые, можно дать одно задание сразу для нескольких учеников. Стоит убедиться, что они могут удобно расположиться в классе для обсуждения задачи. Также важно подумать о том, каким образом сформировать группы. Если в одной команде/паре будут только слабые или сильные ученики, то во время представления результатов работы будет очень сложно держать баланс. Стоит распределить учеников максимально равномерно. Это даст возможность активным ученикам выразить свою точку зрения и взять шефство над более слабыми. Отметим, что для работы в парах подходят задачи попроще (например, объяснить термин или понятие), а для работы в группах — более сложные или творческие (составить кроссворд, продумать эссе и т. д.).

 

Источник: maximumtest.ru


Еще несколько советов:

  • Проследите, сколько времени на уроке занимают ваши монологи. Если непосредственно в процессе занятия сделать это сложно, можете использовать метод, описанный выше — записать урок на видео и посчитать постом. Дайте себе время подумать, где именно вы могли бы сконцентрировать внимание на активности учеников.
  • Попробуйте составить более детальный план урока. Подробный разбор каждого задания может включать продуманные заранее открытые вопросы в класс, провоцирующие учеников на обсуждение задачи или проблемы. Главное, чтобы на эти вопросы нельзя было ответить только «да/нет». Иногда интересно даже устроить дебаты на спорную тему, позволив учащимся отстаивать свою точку зрения с помощью найденных аргументов.
  • Не переживайте из-за дисциплины. Вы лидер класса, и только от вас зависит всё, что здесь происходит.

Конечно, подобные активности требуют более серьезной подготовки, чем лекционный формат, но усилия окупятся совсем скоро. Чаще всего даже самый тихий класс через несколько уроков раскрепощается и сам предлагает темы для обсуждения. Наша задача — не только научить, но и позволить учиться с удовольствием.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
4 марта 2016, 12:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--