А в прежние-то времена: Как государство забыло об образовании в Древней Руси

О том, почему первые века после принятия христианства просвещение пробивало себе путь почти самостоятельно, силами волонтёров и энтузиастов.

Время чтения: 7 минут
А в прежние-то времена: Как государство забыло об образовании в Древней Руси

В русском языке активно используется слово «просвещение». Это слово — напоминание о том, насколько тесно распространение грамотности на Руси было связано с распространением христианской веры. В «Полном церковно-славянском словаре» слово «просвещение» определяется как «крещение».

В конце концов, и кириллица была создана для того, чтобы переводить на славянский язык греческие религиозные тексты.

Конечно, есть свидетельства, что славяне использовали определённый набор знаков и до миссии византийский учёных Кирилла и Мефодия. Например, болгарский монах Черноризец Храбр в одном из своих трактатов пишет:

Прежде ведь славяне не имели букв, но по чертам и резам читали, или же гадали, погаными будучи. Крестившись, римскими и греческими письменами пытались писать славянскую речь без устроения.

Кстати, из этого отрывка можно понять, что после крещения Руси были попытки записывать славянские тексты молитв латинскими буквами.

Страница из «Сказания о писменах...» Черноризца Храбра, начало X века. Источник: Википедия

Так или иначе, насаждаемая государственной силой христианская вера, чуждая в то время восточнославянскому народу, требовала создания обширной сети образованных людей: христианство уже успело обрасти достаточным сводом догматов, богословских учений и церковных правил. Со всем этим накопившимся грузом необходимо было знакомить не только непросвещённый языческий народ, но и постепенно готовить собственный слой просветителей — церковнослужителей. Поначалу распространителями знаний служили привезённые греки, болгары, порой сербы. Старославянского языка они не знали, службы в отстроившихся церквях велись на незнакомом населению греческом языке. Потом — на церковнославянском, тоже весьма нераспространённом, которым владели узкие круги духовенства.

Кстати, возможно, именно поэтому не сложилось на Руси культуры проповедничества — византийские миссионеры просто не могли справиться с донесением новых духовных ценностей до народа, да и не очень они спешили отправляться в далёкие диковатые восточнославянские земли; поэтому и для позже появившихся славянских батюшек почти не осталось практик ведения проповеди.

Преград было много: и «книжной грамоты» никто не знал (начиная с самого князя Владимира и его дворцового окружения), и знать не стремился. Первые десятилетия только люди, позднее причисленные к рангу святых, осваивали грамоту и письмо путём самообразования. Такими были, например, сыновья князя Владимира Борис и Глеб, и Сергий Радонежский. В «Житии» Сергия мучения в освоении письменности разрешились только путём божественного вмешательства — через явление ангела в образе пресвятого старца.

И случилось тогда нечто удивительное: отрок, получив благословение от старца, начал петь псалмы очень хорошо и стройно; и с того часа он хорошо знал грамоту.

Это событие легло в основу картины «Видение отроку Варфоломею». Художник: Михаил Нестеров. Источник: Википедия

Можно представить, насколько сложно давалось искусство чтения и письма в то время, и насколько медленно шёл этот процесс: учить было некому. Да и некого. У широких масс населения было настороженное, если не резко отрицательное отношение к принудительной учёбе.

В «Повести временных лет» есть упоминание о распоряжении князя Владимира поймать и отдать на книжное учение киевских детей. Матери приходили в ужас, будучи вынужденными отправлять своих чад на обучение — отправляли как на войну.

...плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых.

Правда, неизвестно, каким именно образом князь Владимир пытался организовать обучение грамоте: публичных или приходских школ в то время не было, об этом не упоминает ни один исторический источник.

Зато в Софийской летописи упоминается деятельность Ярослава Мудрого в 1030 году. По всей видимости, он стал первым русским князем, старавшимся набрать русских священников, а не завозить иностранных.

Приде Ярослав к Новугороду и собра от старост и поповых детей триста учити книгам.

Вполне возможно, что не только детей священников готовили к будущей церковной службе, но и детей из низших сословий — настолько печальна была ситуация. Большая часть из той малой доли набранных детей так и не осваивала грамоту, а сами школы возникали хаотично и работали нерегулярно.

Странно, что государство, заинтересованное в укреплении позиций официальной религии, не открывало казённых школ, но факт остаётся фактом — за существующее в домонгольской Руси образование следует сказать спасибо только частным лицам и домашнему обучению.

Обучением «чадей неразумных» занимались местные «грамотники» — представители духовенства, держащие у себя дома начальную школу для детей-старост и священнослужителей. Поначалу слой грамотников составляли греки и болгары, затем стали появляться и русские грамотеи. Правда, недостаток в них продолжал ощущаться ещё очень долго. Попом-грамотником мог стать и холоп, и военнопленный, обучившийся священной грамоте. Школьные премудрости при этом были очень просты: письмо, чтение, арифметический счёт и богословие. На выходе получались люди относительно грамотные, но совершенно необразованные: этих скудных людских ресурсов совершенно не хватало, чтобы выстроить передачу культурных знаний.

«Земская школа в Московской Руси». Художник: Борис Кустодиев. Источник: Википедия

Грамотным мог быть и простой человек не из привилегированного сословия — ремесленник или торговец. На берестяных записках в древнем Новгороде оформлялись счета, поручения, закладные, завещания (но справедливости ради нужно сказать, что большую часть этих «документов» составлял один грамотей на поселении). Хотя, конечно, до нас дошли и простые бытовые записи (шутки, карикатуры, загадки), говорящие о том, что и простой люд грамоте был обучен.

Отдельную благодарность нужно выразить тем, кто в пылу радости от изучения азбуки начинали царапать на стенах классическое «Здесь был Федот» или писать остроту про незадачливого соседа.

Тогда (да и сейчас) писание на стенах порицалось, а вот археологам такое варварство со стороны дружинников, строителей и даже церковнослужителей оказалось очень на руку. На многих церковных стенах остались памятные надписи.

Софийский собор в Новгороде, XI в. Глаголическая надпись («Дядята добръ кротъкъ» — «Дядя тут добр, кроток»). Источник: pravenc.ru

Настоящую культуру, полноценную, несущую воспитательную и философскую ценность, пропагандирующую идеалы самосовершенствования, в те времена развивали от силы десяток людей. Всеволод Ярославович, Владимир Мономах, княжна Евфросинья — счастливые исключения из того сумеречного времени. Это они собирали библиотеки, изучали другие языки и занимались переводами, открывали новые школы и писали свои книги. И именно благодаря этим людям спустя несколько столетий произошло реформирование школьной системы на Руси. Если бы не пассионарное индивидуальное стремление к знаниям и их распространению со стороны редких личностей Древней и средневековой Руси, кто знает, сколько времени апогеем образованности считалась бы способность выскоблить своё имя на стене.

По материалам historydoc.edu.ru, museum.edu.ru, Википедия, pravenc.ru.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
19 февраля 2015, 17:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--