Русский космизм

Яркое направление русской мысли конца XIX — начала XX века, в основе которого лежит представление о единстве мира и безграничных возможностях человека.

Время чтения: 10 минут
Русский космизм

Определить космизм в «жанровом» смысле достаточно трудно. Нельзя сказать, что это естественная наука — тем не менее, учёные-космисты внесли существенный вклад в развитие геологии, биологии, астрономии, физики и химии. Также космизм не является духовным учением, хотя в работах отдельных учёных приобретает метафизический смысл.

Главное, что объединяет «космические» течения — отчаянное стремление к воплощению идеала. «Космос» понимается не только как пространство Вселенной, но и как философское представление о структурной гармонии. Таким образом, космос представляет собой упорядоченную вселенную, в эволюции и обустройстве которой людям можно и нужно участвовать, используя возможности разума.

В переводе с греческого «космос» — это «порядок».

Среди русских исследователей, которые разрабатывали космическую проблематику, были Александр Сухово-КобылинНиколай ФёдоровКонстантин ЦиолковскийВладимир ВернадскийАлександр ЧижевскийИван Антонович Eфремов. О некоторых из них мы расскажем подробнее, остановивишись на самых смелых теориях и предоставив вам судить о том, какие прогнозы воплотились в жизнь сто лет спустя.

Николай Фёдоров: мировая библиотека и победа над смертью

Ещё по этой теме:

Наука о смерти

Николай Фёдоров, которому принадлежит учение о «философии общего дела», преподавал историю и географию, работал библиотекарем, «дежурным чиновником при читальном зале Московского Публичного и Румянцевского Музеев». Он вёл аскетичный образ жизни, обильно критиковал в своих сочинениях систему образования, ратовал за распространение информации, а также утвержал, что человечеству необходимо, ни много ни мало, раз и навсегда устранить смерть.

Единая библиотека

Фёдоров осуждал стремление людей к обогащению и единоличному владению знанием, поэтому создал проект библиотечной реформы. Он был уверен, что каждый, вне зависимости от материального положения, должен иметь возможность самообразования. Для этого все богатые люди, имеющие в своем распоряжении личные библиотеки, должны объединить свои картотеки и поместить их в общедоступном месте, чтобы любой желающий мог обращаться к книгам из этого собрания. Он составил первый систематический каталог книг Румянцевского музея и предложил наладить обмен книг между библиотеками разных стран и городов, включая частные коллекции.

Конечной целью этого должно стать объединение всех библиотек мира в единую сеть.

Воскрешение предков и регуляция природы

Основное зло для человека, по Фёдорову, заключается в смертности. Человек порабощён слепой силой природы, которая неуклонно ведёт его к умиранию. Весь комплекс бед, которые постигают общество, он называл «небратскими отношениями»: войны, борьба за собственность, ссоры и раздоры, и, в конечном счете, смерть. Наша культура мирится со смертью, каждый занят лишь обеспечением наиболее удачного и удобного существования для себя. В этой ситуации высшая цель и моральная обязанность учёного — воспрепятствовать разобщению и гибели. Если точнее, Фёдоров был уверен, что в будущем станет возможно сделать смерть обратимой и воскресить всех умерших людей.

 

Источник: imgur.com

Идеи Фёдорова о будущем утопическом блаженстве всех людей базируются на христианском учении. Хотя, конечно, с точки зрения классического христианства их следовало бы отнести к разряду еретических, ведь проект воскрешения и Царствие Небесное в фёдоровской системе должны стать делом рук человечества. 

«Пока будет смерть, будет и голод, будут и болезни; и наоборот: пока будут болезни и голод, будет и смерть».

Метафизика, по его мысли, должна воплощаться в реальных практических действиях. Путь к воскрешению предков лежит через науку: нужно средствами науки и техники совершать то, что ранее казалось чудесами. Познав связь между атомами и молекулами, возможно будет управлять процессом жизни. В конечном счёте мир должен стать прогнозируемым, понятным, дружественным человеку.

Колонизация космоса

Мёртвых, как известно, всегда больше, чем живых. Поэтому после их воскрешения человечество невероятно увеличится. Понадобится много места — и с этой целью Фёдоров предлагал осваивать космос. То есть расселять «воскрешенных предков» на других планетах, осваивая космическое пространство. Колонизируя Вселенную, человек будет нести свой разум в другие глактики, всё дальше и дальше в глубины космоса.

Философ Алексей Козырев в лекции «Постнауки» рассказывает об общественном идеале и влиянии космизма на космонавтику.

Константин Циолковский: на Марс, на Марс!

В раннем детстве Циолковский частично потерял слух после скарлатины. Из-за этого он плохо успевал в гимназии и со временем был отчислен. Тем не менее, он продолжил образование самостоятельно. Он много читал, интересовался наукой и техникой, изучал физику, химию, астрономию и математику, занимался собственными разработками. Например, построил первый в мире центробежный аппарат (центрифугу), с помощью которого проводил опыты над животными. Первыми подопытными стали таракан и цыплёнок — причём оба выдержали перегрузку и остались живы.

Строго говоря, первым советским космонавтом был не Юрий Гагарин, а его предшественники.

Источник: spacedogs.gmik.ru

Опыты и курьёзы

Эксперименты, которые проводил Циолковский, вызывали недоумение и ужас обывателей, а его самого обрекли на славу главного отечественного «сумасшедшего учёного». В городе Боровске (Калужская область) он запускал воздушных змеев собственной конструкции, ездил на коньках с зонтом-парусом и сконструировал оснащённые таким же устройством сани.

«По реке ездили крестьяне. Лошади пугались мчащегося паруса, проезжие ругались матерным гласом. Но по глухоте я долго об этом не догадывался».

Не обходилось и без курьёзов научного свойства — как-то Циолковский отправил в Русское физико-химическое общество свою рукопись, в которой описывал разработанную им кинетическую теорию газов. Вскоре он получил ответ от Менделеева: кинетическая теория газов уже открыта 25 лет назад! Во многом эта неудача была обусловлена тем, как трудно было обмениваться информацией. Для учёных поиск данных был затруднён бытовыми препятствиями (отсутствие нужных книг, несовершенство почтового сообщения). Учитывая это, можно заново оценить проект Николая Фёдорова по усовершенствованию библиотечного дела.

Константин Циолковский за работой.

Источник: Wikipedia

Пресечение автогонии

К сомнительным идеям Циолковского можно отнести его атомистический панпсихизм. Он полагал, что материя, как и атомы, образующие её, «одухотворены», подвержены психическим законам. Одной из главных причин страдания в мире он считал автогонию — самопроизвольное неконтролируемое зарождение жизни.

«Страдание» и «разумность» для Циолковского существовали объективно, как природное свойство материи.

Именно автогония привела к появлению жизни на Земле. Однако не все существа оказались достаточно совершенны; многие продолжают оставаться на низком уровне, нарушая стройную картину разумного мироздания. Дальнейшее заселение Вселенной должно осуществляться не путем стихийного, слепого самозарождения и неуправляемой эволюции, которая множит страдания, а путем продуманного и целенаправленного расселения лучших, разумных существ.

 

Источник: artrevue.org

«Отец русской космонавтики»

Циолковский занимался вопросами воздухоплавания, аэродинамики, авиастроения и строительства ракет для межпланетных путешествий, сделав существенный вклад в теорию реактивного движения и во многом опередив своё время. Он предложил конструкцию поезда на воздушной подушке и выдвинул идею космического лифта, продумал способ дозаправки ракет во время полёта, разработал и сам сконструировал аэродинамическую трубу. В научно-фантастической повести Циолковского «На Луне» даётся описание поверхности спутника Земли, которое впоследствии было подтверждено опытным путём.

Константин Циолковский считал, что люди смогут расселиться по Вселенной, а начальным этапом покорения космоса должно стать конструирование орбитальных станций, пригодных для обитания человека. Всего через три десятка лет после его смерти такая станция действительно вышла на орбиту.

Владимир Вернадский: биосфера Земли

Вернадский окончил физико-математический факультет Петербургского университета, изучал кристаллографию, был академиком и директором Геологического и Минералогического музея Академии наук в Петербурге. Его научные интересы, оставаясь обширными, — геология, химия, история — всегда были привязаны к теме Земли как планеты и целостности. 

Вернадский в своём кабинете.

Источник: Wikipedia

Биосфера Земли

Термин «биосфера», который использовал Вернадский, был введён Жаном-Батистом Ламарком в начале XIX века. Под биосферой имеется в виду вся поверхность Земли, заселённая живыми организмами, глобальная экологическая система планеты. Эту совокупность организмов Вернадский называл «живым веществом». Кроме него существует и «косное вещество». Его составляют минералы и горные породы. В единую систему два вида материи соединяются благодаря постоянному обмену, «биогенному току атомов». Изучая биосферу, Вернадский пришёл к соображению о том, что осуществляется важный, прежде невиданный процесс.

Происходит переход от биосферы к новому миру, в котором ведущая и преобразующая роль отводится человечеству.

Теория ноосферы

Ноосфера — новый вид планетарной цивилизации, где человек, вооруженный средствами науки, станет новой самостоятельной геологической силой — разумной и творческой. То есть будет способен менять облик планеты, создавая новые «косные тела» и подвергая изменениям живое вещество. Надо сказать, что слово «ноосфера» также принадлежит не самому Вернадскому, а французским учёным — профессору математики Эдуарду Леруа и Пьеру Тейяру де Шардену, биологу, геологу, палеонтологу и религиозному мыслителю. Вернадский же активно разрабатывал эту теорию, дав своё видение новой эпохи Земли. 

В эту эпоху деятельность людей и научная мысль приведут к изменению облика планеты. Ноосфера возникнет после резкого скачка в науке и технике, после заселения человеком всей планеты и развития средств сообщения. Также условиями её формирования станут глобализация, выход человека в космос, развитие образования, прекращение конфликтов и войн, коллективное принятие решений, равенство и победа над нищетой.

Перспективы развития ноосферного общества представлялись Вернадскому радужными.

То, что сейчас называется глобальными проблемами современности, не вызывало у него опасений. Действуя как природная сила, человечество не может совершить ничего, что не было бы частью общей эволюционной программы.


Сегодня многое в теориях космистов выглядит наивным, однако общий настрой поражает оптимизмом и верой в возможности человека. Эти учения были созвучны эпохе прогресса и безграничных надежд. Именно поэтому позже космизм был забыт. Советская имперская культура потребовала другой науки (генетика, например, встретила травлю) и другой философии, поддерживающей интересы власти.

Многие предположения космистов не подтвердились, оставшись сегодня разве что в арсенале лженаук. В то же время, гипотезы, которые современники считали нереальными и совершенно безумными, оказались не так уж далеки от действительности. Теперь они стали полноправной частью современной научной практики или сбываются прямо на наших глазах.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
18 июля 2016, 20:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--