Наташа Сычёва

«Лол» и «кек» — это очень грустно

Школьники и вчерашние выпускники — о состоянии русского языка, преподавании его в школах и воспитании бережного отношения к родной речи.

Время чтения: 14 минут
«Лол» и «кек» — это очень грустно

Бессмертие народа — в его языке.

 
Чингиз Айтматов
 

Известный российский лингвист Максим Кронгауз высказался однажды: родной язык — самый незаметный и неинтересный язык для молодого человека. А с появлением единых форм аттестации весь процесс изучения русского языка в школах, кажется, направлен на то, чтобы создать в головах учеников образ языка-справочника, словаря с приложением в виде свода правил. Как в таких условиях развить интерес к родному слову? О своих отношениях с русским языком и его современном облике рассказали ученики и недавние выпускники российских школ.

С семью будущими героями я связалась с помощью социальных сетей. Ребята дали обстоятельные ответы: описали школьные уроки и своё видение идеальной модели преподавания, выразили свою точку зрения на проблему упрощения языка и порассуждали о переходе сетевого жаргона в наш повседневный лексикон. Начнём со школьников, закончим студентами.

Нина

8 класс, Петрозаводск

Русская литература. Учебник для 9 класса. А.А.Зерчанинов и др. (1940)

Источник: fremus.narod.ru

Мы с мамой изучили букварь, когда мне было два года, поэтому русский — с детства один из моих любимейших предметов. Происхождение слов, их образование — всё это привлекает меня и за пределами класса.

Как проходят уроки русского языка и литературы? Мы работаем в основном устно, а не переписывая упражнения из учебника. Это помогает развивать умение «схватывать» пунктограммы и орфограммы на слух.

Два или три года назад у нас установили интерактивные доски, но все учителя их используют просто для вывода изображений. Даже это увлекает больше, чем урок по учебнику.

Наш класс — физико-математический, и все учителя почему-то думают, что мы проще воспринимаем таблицы и схемы.

На русском это и правда работает. Записывание огромных правил лично мне не доставляет удовольствия, а вот схемы, которые легко запоминаются, которые и любой троечник без труда воспроизведёт в голове, помогают учить продуктивнее.

Об изменениях в языке: Речь меняется с течением времени — жаль, что не в лучшую сторону. Обилие иностранных слов, слов-паразитов коверкает наш язык. Прозвучит банально, но, чтобы сохранить литературный язык, стоит просто читать правильные книги.

То, что вместо полных классических произведений мои одноклассники читают переписанные разговорными словами краткие содержания, безусловно, расстраивает меня. Я тоже не без грешка, но стараюсь читать целиком.

Влияет ли качество общения в интернете на грамотность? За то время, что я общаюсь с людьми по интернету, я, кажется, нашла у себя некий переключатель: иногда употребляю большое количество сленга или всячески искажаю слова, но если речь идет о серьезных делах, то включается режим нормальной речи.

Чистота языка — это… Умение красиво говорить, связывать слова и предложения по смыслу, основываясь на условиях, в которых язык используется.

Слово, от которого я бы избавилась: «Регулярно» — я просто не могу его выговорить.

Объективен ли ОГЭ в оценке владения языком? Я считаю, что нет. Очень легко списать или проверить что-то во время экзамена, если быть достаточно хитрым. Оценить владение языком можно, наверное, лишь находясь с учеником один на один.

Татьяна

9 класс, Оханск, Пермский край

Русский язык. Часть 1. Для 5-6 классов. С.Г.Бархударов и др. (1964)

Источник: fremus.narod.ru

Как проходят уроки русского языка и литературы? На уроках нас могут отчитать за пустяковый вопрос или оплошность. Ни о каких дискуссиях у нас и речи быть не может.

Думаю, что преподаватель должен уметь находить индивидуальный подход к ученику. Ребёнок просто не будет брать знания у человека, который ни во что его не ставит.

Об изменениях в языке: К изменениям в современном языке отношусь плохо. Словарный запас немалой части населения нашей страны и так не особо обширен, скуден, грубо говоря, так они ещё и вместо привычных русских слов используют непонятно что.

Согласитесь, слушать человека, который говорит красивыми, сложными предложениями и пользуется разнообразными оборотами, гораздо приятнее, чем того, чей лексикон целиком состоит из слов вроде «лол», «кек», «короче» и «как бы».

Влияет ли качество общения в интернете на грамотность? Качество общения в интернете оказывает немалое влияние на грамотность и качество письма. Взять, к примеру, многие популярные сообщества «ВКонтакте». Мало того, что создатели материалов в них используют мат, игнорируют элементарные правила орфографии, так ещё и рождают стадное чувство. Подростки заходят в такое сообщество, видят непотребную запись с кучей сердечек под ней, формируется некая норма.

На месте преподавателя русского языка… Я бы пыталась найти подход к каждому ученику.

Для чего мы изучаем язык? Русский язык — это наша история. Незнание своего языка можно приравнять к незнанию… своей фамилии? Мне кажется, что это очень важно, ведь русский язык не распространён по всему миру. На нем говорим только мы, русские, и мы за него в ответе.

Объективен ли ОГЭ в оценке владения языком? Я, наверное, не смогу на этот вопрос ответить точно, потому что ещё не сдавала сам экзамен, но по опыту пробных тестирований предположу, что ОГЭ не может оценить наш уровень в полной мере.

Майя

9 класс, Петрозаводск

Русский язык. Часть 2. Синтаксис. Для 6-8 классов. С.Г.Бархударов и др. (1964)

Источник: fremus.narod.ru

Как проходят уроки русского языка и литературы? Как предмет русский язык мне однозначно нравится, но, если честно, я не понимаю, зачем нужно настолько глубоко иногда уходить в язык.

По мне, достаточно правил орфографии, пунктуации, чтобы у грамотных людей не лилась кровь из глаз, когда они читают чужие комментарии в интернете.

Об изменениях в языке: Большое количество заимствований порой заставляет задуматься о том, есть ли у нас аналоги в своём языке и, если таковые имеются, почему бы их не употреблять. Не хочется, чтобы однажды наши родные слова остались только на страницах книг.

Влияет ли качество общения в интернете на грамотность? В сети огромное количество различных сайтов, направленных на образование и улучшение знаний о языке, но в действительности люди куда больше времени проводят в социальных сетях, где порой забывают самые простые правила, не говоря уже о существовании, например, сложноподчиненных предложений.

Иногда заходишь на сайт посмотреть отзывы на фильм, а там комментарий: «Отличный фильм герои хорошо подоброны вобщем все понравилось». Смысл вроде ясен, но за язык грустно.

Слово, которое я исключила бы из языка при возможности: «Короче».

О пользе языка классической литературы: Можно посмотреть на вопрос с разных сторон. Окультурить, разнообразить речь, заменить сленг литературной лексикой — да, но согласно времени, без «красных девиц с восхитительными очами».

Дарья

10 класс, Ставрополь

Русский язык. Учебник для 5 класса. М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян и др. (1971)

Источник: fremus.narod.ru

Русский — прекрасный язык, очень богатый и в то же время очень сложный. В школе нравится его изучать, потому что интересно узнавать что-то новое о том, без чего не можешь ежедневно обходиться.

Как проходят уроки русского языка и литературы? В моей школе в том, что учителя самыми разными способами стараются нас заинтересовать: нет каких-то вечно скучных однотипных заданий, что очень радует. Но стремится к этому не каждый преподаватель, поэтому везёт не всем.

Об изменениях в языке: Думаю, что без изменений язык оставаться не может. С развитием общества развивается и наша родная речь. Не сказала бы, что речь деградирует… По крайней мере, в общем и целом всё в порядке, хотя некоторые индивиды изрядно портят родную речь своим жаргоном. А сохранить литературный язык поможет лишь чтение книг. Когда человек начитан, вряд ли у него возникает желание говорить на, скажем так, неправильном русском языке.

Влияет ли качество общения в интернете на грамотность? Я считаю, что качество общения в интернете влияет на грамотность. Беседуя с грамотным человеком, можно запомнить какие-либо правила, причём их не обязательно обсуждать: они остаются в подсознании и потому используются в дальнейшем.

С малограмотным человеком идёт какое-то расслабление. Могут посещать такие мысли: раз человек не стремится «покорить» нас своей грамотностью, почему же мы тогда должны стараться?

И мы перестаём, например, ставить запятые там, где они нужны, делаем глупейшие ошибки, при этом успокаивая себя тем, что всё равно знаем то или иное правило, и, когда понадобится, сможем им воспользоваться. Однако, когда приходит время, наша память может и подвести: мы просто уже разучились это правило применять.

Интернет-сленг — это не всегда плохо. Это закономерно, потому что то, с чем человек сталкивается повседневно, будет откладываться в сознании, и, следовательно, использоваться нами в «реальной» жизни.

Объективен ли ЕГЭ в оценке владения языком? На основном экзамене нам, как мне кажется, завысили оценки: русский умудрились сдать на «хорошо» и даже на «отлично» те, кто на деле не очень хорошо им владеет. А многие задания ЕГЭ, как сказала однажды учительница, относятся уже скорее к профессиональным знаниям, нежели к знаниям выпускников. Потому я не считаю эти задания объективными для оценивания уровня учеников. Но вот сочинения, которые пишутся на экзамене, думаю, как раз дают очень объективную оценку.

Виктория

10 класс, Екатеринбург

Русский язык. Учебник для 5-6 классов. М.Т.Баранов и др. (1987)

Источник: fremus.narod.ru

Думаю, язык — и инструмент выражения мысли, и искусство. О богатстве русского языка можно очень долго говорить и удивляться ему не меньше.

Как проходят уроки русского языка и литературы? Последние два года обучения в школе (9 и 10 класс) мы готовимся к ЕГЭ, а потому только решаем тесты и пишем сочинения. Возможно, кому-то это покажется плюсом, я же не могу никак это охарактеризовать.

Об изменениях в языке: Язык портят скорее стремительные темпы развития технологий. Человек привыкает к простой, не обременённой длинными фразами речи, ведь нужно быстрее написать сообщение, быстрее что-то сказать.

Иными словами, человечество идет вперёд и попросту забывает о старых канонах, тем самым буквально оскорбляя достоинство своего языка. Он значительно беднеет: появляется множество сокращённых форм (те же новые слова), местами меняется грамматика, и в целом это способствует постепенной деградации речи — как письменной, так и устной.

Я считаю, что сохранить литературный язык в современных условиях невозможно. Разве что в письменном виде, но возникает вопрос: будут ли люди читать громоздкую, по их мнению, литературу, если всегда можно найти вариант попроще? Думаю, ответ очевиден.

Влияет ли качество общения в интернете на грамотность? Разумеется, общение в интернете довольно сильно влияет на нашу жизнь. Мы сокращаем знакомые слова и придумываем совершенно новые. По отношению к грамотности это носит скорее негативный характер, поскольку на просторах всемирной паутины мы зачастую читаем не самые грамотные тексты.

Забавно, однако, что в сетевом споре собеседнику непременно укажут в грубой форме на его ошибки, а потому основные правила русского языка следует соблюдать, просто чтобы не быть униженным.

Укоренение сетевого сленга в речи — это закономерный процесс, который вряд ли возможно остановить. Наше общество стремительно развивается технологически. Многие считают, что язык просто приспосабливается к ситуации.

Чистота языка — это… Поддержка основных правил орфографии, пунктуации, грамматики.

Моё нелюбимое слово: «Зашквар».

Марина

Студентка 1 курса, Санкт-Петербург

Русский язык. Учебник для 5 класса. М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян и др. (1971)

Источник: fremus.narod.ru

Я в целом очень люблю изучать языки, и русский — не исключение. Есть в нём что-то особенное. Язык — это инструмент для выражения мыслей, которым надо уметь пользоваться мастерски.

Об изменениях в языке: Некоторые изменения в языке абсурдны, другие закономерны. Литературную речь пытаются сохранять: у нас, к примеру, по всему городу висят плакаты «Давайте говорить, как петербуржцы». Разного содержания, но все нацелены на воспитание культуры речи. По укоренившемуся мнению, лучший способ сохранения литературного языка — чтение, причём не абы чего, а произведений высокого уровня. Если бы их читали ещё…

Что касается старых норм, то не вижу смысла за них бороться. Язык развивается, эволюционирует, старается соответствовать окружающему миру. Поэтому совершенно нормально, что какие-то правила уходят в прошлое.

Влияет ли качество общения в интернете на грамотность? Может прозвучать немного высокомерно, но перед вами один из живых примеров того, что если и влияет, то не на всех и не смертельно. Хотя бывают запущенные случаи, но если человек способен отличить сетевое пространство от реальной жизни (и имеет регулярную практику письма на обычном, если можно так выразиться, языке), то, думаю, всё должно быть в порядке.

Внедрение сетевого жаргона в повседневную речь вполне логично. Интернет сегодня становится практически неотъемлемой частью нашей жизни и проникает во многие её сферы. Язык — не исключение. Не то чтобы это очень хорошо, просто нужно знать меру. В общем, не злоупотребляйте. И будет вам счастье. Хороший жизненный девиз, кстати.

Если бы я могла отменить одно правило в русском языке: А можно убрать море запятых? Порой их слишком много.

Объективен ли ЕГЭ в оценке владения языком? ЕГЭ по сути своей не объективен. И знания он в полной мере оценить не может. В частности, владение языком. Как человек, прошедший через эти испытания, убедилась в этом окончательно.

Одиннадцатиклассников сейчас банально натаскивают на написание экзаменов (по любому предмету), не имея основной целью привить именно знание. Издержки системы, так сказать.

Михаил

Студент 1 курса, Москва

Русский язык. Учебник для 5-6 классов. М.Т.Баранов и др. (1987)

Источник: fremus.narod.ru

Мне русский язык интересен и сам по себе, и как предмет: школа — единственный способ изучать язык под контролем человека, имеющего с ним близкий контакт. Язык — и инструмент, и искусство: он не перестаёт быть инструментом, оказавшись в художественной литературе, и наоборот.

Учебный процесс редко проходит действительно интересно. Это поле деятельности преподавателя, и целиком от него зависит, будет ли интересно ходить на уроки. Эффективно образование как раз тогда, когда ученик заинтересовался предметом, когда у него что-то получается.

У меня промелькнула мысль о том, что не все ученики обладают равным уровнем русского, что нужно их делить на разные группы, как при изучении иностранного, чтобы у каждого были успехи. .

Начинать развивать интерес нужно родителям общеизвестным методом — литературой. Затем уже лишь преподавание может повлиять на него. Нужно принимать меры по привлечению талантливых, молодых энтузиастов. Финансировать как начальную школу, так и среднюю. Хороший преподаватель ребёнка с заложенной родителями базой уже вряд ли потеряет. Родителей же, полагаю, можно учить психологии.

Об изменениях в языке: Изменения — это нормально, хотя некоторые орфоэпические нормы несколько смущают. Насчёт деградации языка рассуждать трудно, это мы узнаем позже. Я могу присоединиться к общему течению и сказать, что «чуждые русскому уху иностранные слова», пришедшие с запада, вредят нашей речи, хоть это и не так, потому что они тоже русифицируются.

Сохранить литературный язык можно хорошим, качественным писательством. Биться за старые нормы или нет? В самом вопросе уже есть ответ. Если они старые, то есть и новые, которые наверняка их вытеснят.

Что до влияния интернета на грамотность, то всё скорее наоборот: неграмотные люди влияют на интернет, поражая всех остальных.

Моё нелюбимое слово: «Дядья» (правильная форма множественного числа слова «дядя» — прим. ред.). Почему оно существует?

Автор: Наташа Сычёва
учится в лицее № 12 города Екатеринбурга, в этом году закончила девятый физико-математический класс. Занимается в студии журналистики Дворца молодёжи.

В оформлении материала использован эскиз плаката «Русский язык» Говоркова Виктора Ивановича, 1950-е гг.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
21 июня 2016, 14:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--