Семь принципов, которые изменят высшее образование

Отто Шармер, старший преподаватель Массачусетского технологического института и основатель образовательной лаборатории MITxU.Lab, рассказывает о том, что нужно изменить в высшем образовании.

Время чтения: 8 минут
Семь принципов, которые изменят высшее образование

MITxU.Lab — это уникальный эксперимент по созданию саморегулирующегося глобального сообщества энтузиастов, желающих изменить образование, скрывающийся под личиной самого обычного онлайн-курса на платформе edX. Сейчас в этом эксперименте участвует более 28 000 участников из 190 стран мира, которые объединились в несколько сотен (от 700 до 1 000 по предварительным оценкам) локальных сообществ.

Глобальное сообщество U.Lab. Источник: Huffington Post

Отто Шармер — организатор этой глобальной инициативы и человек, давно и активно занимающийся вопросами преобразования современного общества и новым взглядом на личностное развитие через призму будущего. В своей статье для колонки в Huffington Post он представил разгромные аргументы против сегодняшнего образования в том виде, в котором оно существует, и сформулировал семь принципов, которые должны произвести образовательную революцию. Звучит громко и пафосно, но, если признаться, внутренне с ним совершенно не хочется спорить.

Анант Агарвал, основатель edX, когда услышал об идее Шармера основать такую глобальную лабораторию, сказал:

Ты создаёшь не онлайн-курс; ты создаёшь общественное движение.

Мы сейчас приведём перевод речи Шармера, и вы поймёте, почему Анант так сказал.

Нынешний кризис высшего образования связан с тремя главными проблемами:

  • высшее образование слишком дорого;
  • высшее образование оторвано от потребностей общества;
  • высшее образование использует устаревшие методы.

Есть и хорошие новости: на пороге робко топчется образовательная модель XXI века, которую можно описать вот так:

  • бесплатное и доступное каждому образование;
  • вдохновляющее образование;
  • качественно новое образование, предоставляющее иную образовательную созидательную среду для личного и коллективного творчества.

Основной поток критики, направленный на массовые онлайн-курсы (MOOC), обычно касается с более низкой эффективностью онлайн-обучения по сравнению с традиционным. Именно поэтому лаборатория U.Lab даже не пытается заменить собой традиционные занятия в аудитории. Вместо этого своей целью она поставила децентрализацию образования. Это гибридная модель обучения, взявшая от MOOC лучшее (а именно доступность образования) и нейтрализующая проблемные стороны (а именно поверхностность изучения).

Первая оффлайн-сессия лаборатории U.Lab прошла 14 января 2015 года. Спустя пять недель уже можно говорить о каких-то результатах и сформулировать те принципы, которые имеют потенциал оказать влияние на высшее образование в целом. Вот они.

Улицы: перенесите обучение из аудиторий (и из интернета) на улицы.

Встреча рабочего хаба U.Lab в Джакарте, Индонезия. Источник: edX

Сидя перед экраном компьютера или за партой невозможно развить никакие важные для человека будущего качества — способность к созиданию, лидерство, желание изменить мир. Эти качества развиваются только при близком и глубоком взаимодействии с реальным миром. Интернет-площадка может использоваться для обмена опытом и результатами своей деятельности — так, в лаборатории U.Lab платформа edX необходима для того, чтобы приглашать участников выйти на соседние улицы и попробовать сделать что-то самим. Вот что говорит один из участников лаборатории:

Сегодняшний вечер я провёл с двумя пожилыми бездомными, которых частенько вижу в своём районе. Обычно я прохожу мимо них, не думая о том, что эти просящие милостыню люди могут меня чему-то научить. А сегодня я почувствовал такую горечь от того, что в шаге от меня скрывалась крупица другой человеческой жизни и мудрости, которую я не мог ранее видеть. Сегодня я смотрел в их глаза, словно впервые их видел, заглянул в их души, и плакал словно ребёнок, потому что увидел в них ту же красоту, что есть в каждом из нас.

Разум, сердце и душа: желание изменить мир должно подкрепляться интересом и сопереживанием.

Проблемы, встающие перед обществом сегодня, нельзя решить симптоматическим лечением. Если мы хотим вырастить поколение активных сознательных людей, нам нужно научить их осознавать глубинные корни любой проблемы, её источники и парадигму её возникновения. Это требует чего-то большего, чем просто желания действовать и творческого мышления. Это требует раскрытия подлинных альтруистических мотивов, чувства причастности и сострадания.

Спокойствие: образование нового века требует нового уровня самопознания.

Чтобы достичь высших уровней созидательности, необходимо ответить на два главных вопроса: 1) Кто я такой, или в чём мои стремления? и 2) В чём моя работа, или какая деятельность полностью раскроет мой творческий потенциал?

Для ответа на эти вопросы необходима особая обучающая среда, образовательные инструменты и практики.

Новые пространства: используйте потенциал сетей к саморегулированию для создания новых практик обучения.

Рабочий хаб в Буэнос-Айрес, Аргентина. Источник: edX

Современный мир крайне робко использует невероятные возможности человеческого общества — желание людей объединяться в сообщества и создавать собственную среду обучения. В лаборатории U.Lab участники объединяются в «хабы» (так называются места, где участники встречаются для совместного обучения) и «круги обучения» (так называются группы из пяти человек, которые самостоятельно объединяются для встреч через конференции Google Hangout или Skype). Вот что говорит один из участников о своём круге обучения:

Раньше я никогда не общался с незнакомыми людьми по видеосвязи. Поначалу было неловко, я очень смущался, но через полтора часа наш небольшой учебный кружок достиг такого уровня взаимосвязи и доверия, что было чувство, что мы знакомы сто лет.

Сейчас в мире действует более 350 хабов лаборатории. Некоторые хабы организованы при поддержке правительств (например, в США и Китае), крупных коммерческих компаний (например, Google, Alibaba или ICBC) или некоммерческих организаций (например, WWF) и университетов. Незнакомые прежде друг другу люди объединяются в реальной жизни, чтобы перенять опыт и поделиться знаниями.

Инструменты: разрабатывайте новые методы для того, чтобы создавать будущее вместе.

Основа любого образовательного начинания — его методологические разработки. U.Lan предоставляет систему передачи знаний и инструменты, которые необходимы для сознательного развития системного мышления, лидерства и инновационных подходов. Один из главных инструментов — это мастер-классы, разделённые на несколько структурных частей, включающих в себя проверку на способность слушать, отражать ситуацию, вести конструктивный диалог.

Глубокие данные: перейдите от «больших данных» к «глубоким данным».

Встреча хаба U.Lab в Сан-Франциско, США. Источник: edX

Образовательная среда, способная изменить мир, требует вовлечения механизмов, которые помогут учащимся взглянуть на мир глазами других. В ходе работы лаборатории было проведено три онлайн-занятия с вовлечением приблизительно 10-15 тысяч участников со всего мира. Занятия включали в себя короткие лекции, медитационный тренинг и групповое обсуждение.

Участников просили также оценить собственную способность слушать, организовывать себя, свою деятельность и деятельность других. После оценки участникам был задан вопрос: что вас удерживает от того, чтобы перейти на новый уровень самоорганизации? Тысячи участников в качестве ответа привели три причины, которые тысячи лет известны буддизму: страх, жадность и незнание. Это те глубокие данные, которые нужно искать внутри себя, а не во внешних проявлениях — сменить страх на смелость, жадность на щедрость, незнание на любопытство.

Социальное поле: свяжите коллективное сознательное с коллективным действием.

Социальное поле — это количество связей между людьми в определённой системе. В лаборатории U.Lab социальное поле работает как гигантское зеркало и как учитель. Ежедневно мы принимаем участие в этом глобальном социальном поле, но очень редко имеем возможность выйти за границы повседневности и почувствовать его, посмотреть на себя глазами других, оценить себя со стороны целой системы.

Социальное поле избавляет участников от роли обеспокоенных, уставших, неприметных и подавленных людей и наполняет их чувством живого энтузиазма, ощущением собственных сил и смелости, подпитываемых осознанием самого себя в рамках большого контекста.

Как бы ни здорово было ехать на заднем сиденье в машине с личным водителем, в новом мире нет места элитарности. Источник: Pinterest

Что должно давать образование XXI века? Образование XX века усаживало студента на пассажирское место; автомобилем управлял учитель и система. В новой эпохе ученик пересаживается на водительское кресло и сам определяет свой путь. Отсюда и вопросы — кто я? Зачем я здесь? Куда я еду?

Лаборатория U.Lab — лишь скромный маленький шаг на территорию истинно глобального образования. Неизвестен потенциальный масштаб этого начинания. Но, кажется, действует она по концепции социальных сетей: сейчас наблюдается рост независимо организованных хабов и кругов обучения. Каждый вовлечённый участник сможет вовлечь ещё многих из своего окружения. Учитывая, что в современном мире окружение не ограничивается знакомыми и друзьями реального мира, а охватывает широкие интернет-круги, вполне возможно, что инициатива стихийно превратится в новую образовательную систему. Наверное, именно в надежде на это Отто Шармер так много внимания уделяет рассказу об идеологии своего образовательного движения.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
24 февраля 2015, 13:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--