Состязательность в школе: за и против

В каком-то смысле вся наша жизнь — постоянная конкуренция с другими, и нужно быть к этому готовым. Но так ли хорошо, когда учёба в школе превращается в соревнование?

Время чтения: 5 минут
Состязательность в школе: за и против

Слова «конкуренция» и «соревнование» не синонимы, но оба они означают, что тебе нужно «обойти» противника. Пока в школе есть оценки, а в вузах — конкурс на места, в системе образования будет состязательность.

Соревноваться — это естественно для человека. Состязательность имеет биологические причины и встроена в социальный контекст. Принцип состязательности лежит в основе игры и культуры, и дети всегда будут соревноваться — кто быстрее, кто сильнее, кто придумает самое смешное стихотворение, кто получит больше «пятёрок» за четверть.

Желание всех победить — эффективный стимул к действию. Именно поэтому конкурсы и соревнования так любимы педагогами. В советской школе, например, апофеоз соревновательности в обучении пришёлся на 1940-е — 1950-е годы, когда всех вдохновляли стахановцы и передовики производства. Есть и более хрестоматийный пример — система воспитания в Древней Греции, выстроенная полностью на спортивных играх, состязаниях ораторов, поэтов и драматургов. Похоже, древние греки считали, что без соперничества невозможно создать что-то новое.

Но времена меняются, и несложно заметить, что, если принцип состязательности находится в основе системы образования, он входит в противоречие с целями, которые многие современные педагоги стремятся достичь — вырастить личность со множеством компетенций, готовую к коммуникациям, к тому же инициативную и способную заниматься самообразованием всю жизнь.

Почему так? Достаточно посмотреть, чем отличается соревнование в спорте, где никто не спорит о его уместности, и в школе.

Возможность выбора и добровольность. Человек выбирает спортивные занятия по душе и добровольно соревнуется. В школе любой ученик подчинён общей программе, какой бы адаптированной она ни была, и тратит относительно небольшой процент времени на те занятия, в которых он действительно талантлив. Если состязательность становится обязательной частью учебного процесса, ученик не выбирает, участвовать ли ему в этом и, главное, в какой дисциплине.

Категории соревнующихся. Спортсмены делятся на категории и соревнуются среди равных. У категорий есть чёткие разграничения по физическим объективным параметрам: по весу, росту, возрасту. В школе с категориями для конкуренции гораздо сложнее. Физические параметры здесь не играют роли. Не будем же мы утверждать, что мальчики и девочки не могут участвовать вместе в олимпиадах по математике, потому что у них разные возможности. Если мы начинаем делить детей на «математиков» и «гуманитариев», мы автоматически накладываем на ещё формирующиеся личности готовые стандартные схемы. В то же время, если мы вообще не делим школьников по какому-либо признаку и проводим математическое состязание между прирождённым математиком и прирождённым лингвистом, получается «не спортивно». 

В спорте критерии оценки строго прописаны (даже при таком условии любители спорта вспомнят немало примеров, когда результаты соревнований вызывали во всём мире жаркие споры). Здесь понятно, что значит быть лучше противника: прыгать дальше, бегать быстрее, забить больше мячей. А как объективно выбрать, например, лучшее сочинение? Оценки в области знаний всегда условны.

Конкурс, конкуренция подрывает основную цель образовательного процесса, согласно которой все студенты должны научиться тому, чему их учат. Не только самые способные.

Когда ученики соревнуются за стипендии, победы в олимпиадах и так далее, мы словно убеждаем их в том, что одни могут учиться больше, а другие могут меньше. Тот, кто занимает первое место, думает, что следующий за ним учится меньше (меньше старался), а обучение превращается в игру, в которой главное — выигрыш.

Конкуренция наглядно демонстрирует школьникам, что быть первым гораздо важнее и приятнее, чем получать знания. Кроме того, если кто-то оказывается впереди, кто-то, естественно, оказывается последним. Значит, повышение самооценки одного всегда ведёт к занижению другого.

Если студент мотивирован только таким внешним фактором, как победа, его внутренняя мотивация молчит. А ведь именно внутренняя мотивация — это необходимое условие для обучения, без неё не будет самостоятельности в постановке целей, инициативности и других замечательных качеств, которые необходимы человеку во взрослой жизни.

Итак, перед нами инструмент, который помогает добиться определённого результата быстро и эффективно — мотивировать. Но при злоупотреблении он может уничтожить внутреннюю мотивацию, сделать целью обучения получение хороших оценок, а не новых знаний, и разделить детей на «успешных» и «неудачников».

Значит ли это, что им не нужно пользоваться?

В школьной жизни есть место для конкурсов и соревнований. Они являются источником мотивации, эмоций, способом организовать проектную деятельность, возможностью для детей проявить себя. Кроме того, во время любого соревнования можно учить учиться: показать, как важны настойчивость и усилия, как нужно объединяться и работать командой, что главное — не победить кого-то, а самому стать в чём-то лучше. Если иметь в виду, что вся наша жизнь — это конкуренция, то на примере школьных соревнований детям самое время понять, что в таких условиях надо постоянно развиваться, учиться и дружить.

По мотивам материала на medium.com

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
2 марта 2015, 20:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--