Лекториум

Как учителю не скучать на уроках и полюбить химию

«Химия гораздо интересней ярких опытов! Просто нужно, чтобы учителя любили свой предмет», — так считает профессор химического факультета МГУ Вадим Ерёмин.

Время чтения: 8 минут
Как учителю не скучать на уроках и полюбить химию

Только ли эффектные эксперименты открывают школьникам красоту науки, что значит для школьной химии — быть современной, и случится ли катастрофа, если отменить ЕГЭ? Основываясь на личном опыте и учёного, и учителя, доктор физико-математических наук, профессор МГУ, сотрудник Центра педагогического мастерства Москвы и знаменитый тренер национальной олимпийской сборной по химии Вадим Ерёмин делится своими размышлениями над этими вопросами.

 
Вадим Ерёмин
профессор химического факультета МГУ

Я профессор Московского университета, поэтому занимаюсь одновременно и преподаванием, и научной работой. Разумеется, одно неизбежно мешает другому. Но уйти только в науку означает копаться в узких задачах, решение которых интересно только тебе и ещё десятку людей во всем мире. Поэтому я стараюсь сочетать роли учёного и учителя, несмотря на нехватку времени. К тому же преподавание помогает чётче формулировать мысли и лучше излагать научные результаты. А наука — понять, что действительно важно знать людям и о чём им следует рассказывать.

Где начинается наука

Школа похожа на уменьшенную рабочую модель научного процесса: там не занимаются получением существенных для человечества данных, но это не значит, что школьник не может проводить исследования. Сравнивая питьевую воду в разных домах или замеряя состав воздуха, любой ребёнок заметит определённые зависимости и получит новые активные знания, которые будут важны для него самого.

Красивые эксперименты, которых все так ждут на уроках химии, не должны становиться единственным способом привлечения внимания к предмету. К тому же они быстро надоедают, как и всё яркое. Допустим, на первой лекции вы взорвёте водород с кислородом, на второй — йодистый азот, на третьей что-нибудь ещё, а на четвертой ученики заворчат: «Опять эти взрывы?»
Эффектные химические опыты всегда привлекали зевак. Но школьники не должны быть праздной публикой, поэтому на уроках нужны другие методы.

Источник: wikipedia.org

Химия гораздо глубже и интересней ярких опытов! Просто нужно, чтобы учителя по-настоящему любили свой предмет — тогда они смогут показать его богатство, не злоупотребляя зрелищными шоу. 

Мне с преподавателями химии, кстати, никогда не везло. А если учитель не увлечён своим делом, ему нечего дать ученикам — разве что они сами почувствуют к этим занятиям природные склонности и начнут задавать интересные вопросы. Помню, как только у нас в школе началась химия, я сразу понял — это моё.

 

Источник: lektorium.tv

Новая школьная химия: от лабораторного до обеденного стола

Неинтересных веществ вообще не существует! Назовите любое — и я постараюсь рассказать, чем оно необычно. Например, сероводород — казалось бы, всего лишь гнусный вонючий газ. А при этом он служит питанием для древнейших бактерий. А в позапрошлом году с его помощью установили рекорд: оказалось, что под очень большим давлением он обладает сверхпроводимостью при чрезвычайно высокой температуре. Если копнуть, вы непременно найдёте новые любопытные свойства у любого вещества. Поэтому химию зря считают скучной и сложной наукой — я всегда могу показать её простой и интересной.

Эта идея и стала основой двух онлайн-курсов, созданных вместе с командой «Лекториума». У меня была ясная цель — работать для учителей химии. Сперва мы сделали узкоспециальный курс, посвящённый подготовке к олимпиадам. Но, хотя в школьном этапе Всероссийской олимпиады ежегодно участвует много детей (до полумиллиона человек), я считаю, что интеллектуальные соревнования совершенно не нужны каждому ребёнку. Поэтому во втором курсе я старался объяснить учителям, как показать совершенно обычные для школьной химии вещи под необычным углом.

Теория электролитической диссоциации с момента выхода этого фильма, конечно же, не изменилась. Зато появилось множество новых способов подачи материала.

Дело в том, что сама по себе школьная программа довольно консервативна. Несколько лет назад на химфаке МГУ мы разрабатывали комплект школьных учебников, и их содержание действительно во многом было похоже на учебники 50-летней давности.  Но это не означает, что учителя могут пользоваться устаревшими методиками. Нам всё время приходится следить за изменением роли химии в жизни и работать над формой подачи информации.

Новые стандарты ориентируют преподавателей на системно-деятельностный подход. Если говорить проще, речь идёт об активном восприятии знаний. Когда мы рассказываем о веществе, мы должны думать о том, почему оно может быть полезно человеку.

Скажем, зачем нужна серная кислота? Без неё мы жили бы гораздо хуже, потому что она используется для производства фосфорной кислоты, а та — для производства фосфорных удобрений. А без удобрений нам было бы нечего есть.

 

Источник: lektorium.tv

Конечно, свойства серной кислоты остались такими же, но приоритеты в химии с годами сместились. Современная химия всё больше и больше влияет на жизнь людей, поэтому школы взяли курс на преподавание знаний, которые могут пригодиться людям в жизни.

Мера успеха: выиграть олимпиаду, сдать ЕГЭ или найти себя

Со временем приближаться к реальности начали и способы контроля знаний. Даже самая неприятная часть существующей системы образования — ЕГЭ — больше не предлагает в заданиях бросать натрий в воду. Но, хотя тесты и стали намного более корректными, неизменной осталась их запредельная нудность: ЕГЭ по химии — один из самых неинтересных среди всех предметов. Поэтому своим ученикам, олимпийцам, которые вынуждены сдавать ЕГЭ, я говорю так: «Отключите мозги на 3 часа и включите внимание».

Олимпиадные задания куда более творческие: даже на самых первых этапах простые вопросы перед ребятами ставятся неформально. А уж тема олимпиады международного уровня может быть даже философской. Например, соревнования этого года в Баку прошли под утверждением «Жизнь — огромная (химическая) лаборатория» и предложили новый взгляд на химию, не ограниченный потребностями повседневной жизни и промышленности.

 

Источник: lektorium.tv

Умение и желание ребёнка решать задачки такого формата, безусловно, говорит о его способностях, но не является обязательным признаком таланта. Поэтому главное в олимпиадах — их добровольность.

Олимпиады хорошо компенсируют недостатки ЕГЭ. Если оставить один ЕГЭ и отказаться от олимпиад, случится катастрофа. Если поступить наоборот — катастрофы не будет. Но все же главная цель любого преподавателя — не подготовить ученика к тесту или олимпиаде, а помочь найти в химии ту область, в которой он сможет проявить свои способности, а значит, быть полезным.

Химия объединяет людей с очень разнообразным стилем мышления. Скажем, химик-органик мыслит механизмами реакций, химик-теоретик — уравнениями. Есть люди, которые хорошо чувствуют вещество — им нужно стоять у стола и синтезировать. Есть те, кто сходу объясняет суть эксперимента: они прекрасно понимают, как образуются химические связи и происходит интимный процесс превращения одного вещества в другое.  И главное для каждого, кто хочет связать свою жизнь с химией — нащупать свой личный путь.

 

Источник: lektorium.tv

Индивидуальный стиль мышления обычно проявляется всё же в высшей школе, потому что сфера интересов и успехов ребёнка может сильно меняться. Например, подростком я был типичным юным химиком-разрушителем, который любит синтезировать вещества. А когда поступил в университет, выяснилось, что эксперименты нужно делать строго по правилам, экспериментальные установки зарисовывать, а данные записывать в журнал. Мне это показалось скучным, и в результате я стал теоретиком.

Современная химия: стирая границы

Главный опыт, который получают в школе — смелость пробовать неизвестное и мыслить шире своих возможностей, — становится ещё более остро востребованным в университете, потому что современный прогресс во многом обязан сближению наук.

Например, вместе с моей научной группой мы занимаемся исследованиями элементарных стадий фотосинтеза.  Это направление можно назвать «физико-химической биологией»: мы изучаем химические процессы в биологических системах, которые идут под влиянием физических законов.

Не зря говорят: «Кто не понимает ничего, кроме химии, тот и её понимает недостаточно». И если химики всегда были вынуждены хорошо знать физику, то теперь стали неплохо разбираться и в биологии, потому что химия XXI века очень сильно с ней связана. 

Конечно, классические органическая и неорганическая химия никуда не исчезли, но конвергенция наук в последнее время только укрепляется. Большую роль в сближении разных специальностей когда-то сыграли нанотехнологии. Изначально этот бренд придумали физики, чтобы привлечь деньги в науку. Расчёт сработал, и вскоре на нанотехнологии обратили внимание и химики, и биологи, и программисты.

К XX веку мы насинтезировали уже столько всего, что пришла пора задуматься: а что дальше? Синтезировать новое вещество и занести его в базу данных не сложно. Вопрос — зачем. Поэтому, начиная с 50-х годов, интерес учёных обратился внутрь человека, а революция в этом направлении произошла после расшифровки молекулы ДНК.

«Любовь — это всего лишь химическая реакция», — говорит персонаж мультфильма «Рик и Морти». Кого-то это может разочаровать, а кого-то — вдохновить заниматься наукой.

С окружающей природой химия более-менее разобралась, теперь наша основная цель — разобраться в себе. Так что две основные прикладные задачи на сегодня — это сделать жизнь людей лучше, что решается путём создания новых материалов, и научиться управлять самими собой.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
18 февраля 2016, 12:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--