Георгий Меньшиков

Что ты читаешь, учитель?

Не опустела ли библиотека современного учителя? Не перестали ли волновать его серьезные литературные тексты? Не утерял ли он способностей анализировать эти тексты и вступать с авторами в диалог?

Время чтения: >15 минут
Что ты читаешь, учитель?

Наверное, вопросом из заголовка когда-нибудь задаются и ученики, и их родители, и люди, интересующиеся образовательным процессом.

Любопытно изучить «библиотеку» учителей русского и литературы — всё же это именно те педагоги, что прививают детям любовь к книге, подводят их к корпусу великих текстов… Чем балуют они себя в свободное от работы время?

Действительно ли им интересен непримиримый Толстой, близки ли им идеи, высказанные в «Воскресении»; засиживаются ли они долгими вечерами над «великим пятикнижием»; перечитывают ли яростных Белинского, Добролюбова, Писарева, чтобы поспорить с их трактовкой?

5 октября — это не только Всемирный день учителя, но и Всемирный день чтения. Отличный повод обратиться к нашим героям с вопросами и насладиться их ответами.

Мы задали школьным учителям простые вопросы о любимых и последних прочитанных книгах, а также попросили поделиться впечатлениями и общими размышлениями о чтении. Выборка случайна; учителя, прошедшие опрос, — активные пользователи интернета. Возраст их разнится, география обширна, мы дотянемся даже до Украины и Казахстана.

Отвечали как учителя русского и литературы, так и преподаватели других предметов.

Ответы были даны в письменной форме, поэтому авторская пунктуация и орфография сохранены.


Виктория, учитель начальных классов

 

Перечитала «Мастер и Маргарита» в очередной раз! А ощущение — как в первый!

Моё мнение: гениально и ненормально (в хорошем плане)!

И роман далеко не про любовь! Считаю, что роман надо читать в разные отрезки жизни!

Нарине Абгарян «Всё о Манюне» — легко, с юмором и воспоминаниями о СССР.

На отдыхе читаю лёгкий жанр: Устинову, Донцову и тому подобное.

Очень люблю детскую литературу: красивый слог и ясные и яркие картины в произведениях Паустовского. Детских авторов я люблю всех. С ребятами сначала читаем, а потом смотрим экранизацию (если есть).

Есть произведения, где лучше посмотреть, чем прочитать (трудно читается). К такому мнению мы с ребятами пришли после кинофильма «Бронзовая птица». Считаю надо в детях прививать вкус к чтению и книгам. Вечерами могу почитать научно-популярную литературу: педагогику, психологию.

Люблю стихи Веры Полозковой… Любимая книга — Толстого Алексея «Пётр Первый».

Я обожаю литературу, после которой хочется подумать, поэтому нашу классическую литературу я перечитываю. В юности одно восприятие произведений, а с возрастом многое меняется!


Юлия, учитель начальных классов

 

Одна из недавно прочитанных книг — это роман «Щегол» Донны Тартт. Произведение настолько масштабное, что оставило глубокий след в памяти и заставляло неоднократно, как в процессе чтения, так и после него, возвращаться к отдельным моментам, осмысливать их, пытаться понять и принять. С первого взгляда сюжет кажется простым, но он многослоен, как праздничный торт. Эмоции сменяют друг друга: хочется то смеяться, то плакать, каждый раз задаваясь вопросом, а что было бы, если…

Любимые жанры — в зависимости от настроения и окружающей обстановки. Это могут быть миры Пирса Энтони, «Эмма Браун» Шарлотты Бронте или Эрих Мария Ремарк «Тени в раю».

Любимые авторы — Стивен Кинг, особенно его роман «11/22/63», Э.М. Ремарк, Марина Аромштам.


Елена, учитель русского языка и литературы

 

Из последнего: «Любовница французского лейтенанта» Фаулза, «Чёрный обелиск» Ремарка, «Горькая луна» Паскаля. Обожаю Ремарка, поэтому читаю у него всё, и почти всё из художественной прозы прочла. «Горькая луна» оставила неоднозначное впечатление, отнесу к тем книгам, которые никогда не порекомендую и не стану перечитывать. Ассоциируется это произведение с творчеством Сорокина, которого после рассказа «Настенька» не могу больше читать.

Из любимых авторов на первом месте Ремарк. Читаю его и погружаюсь в особую атмосферу, у каждого автора она есть. У Ремарка грустная, побуждающая к ностальгии.

А так очень много из русской классики: Достоевский, Чехов, Пастернак.

Из советской прозы раньше читала Айтматова, Акунина, но я не отнесу их к любимым авторам.


Светлана, учитель русского языка и литературы

 

Сейчас читаю книги о Шерлоке Холмсе, параллельно читаю детективы Агаты Кристи. Яркие впечатления, уже перечитываю несколько раз. Люблю русскую классику и детективы, но не Шилову и Донцову, скорей более интеллектуальную литературу. Любимые писатели: русские — Пушкин, Есенин, Гоголь, Достоевский, из современных — книги Стогова. Из зарубежных – Агата Кристи, Дойл, Фицджеральд. Современных зарубежных писателей почти не читаю.

У Достоевского «Братья Карамазовы» и «Идиот», «Преступление и наказание» читала несколько раз, но не могу сказать, что это любимое произведение.


Александра, учитель русского языка и литературы

 

Александра честно уточняет, что она «не фанатка этой профессии и этих предметов. Данная работа — временная неприятность».

Недавно перечитывала «Мастера и Маргариту» Булгакова и «Голову профессора Доуэля» Беляева. Любимые книги с детства, но каждый раз открываешь в них что-то новое, что-то, чего раньше не замечал. Ещё некоторые отрывки из «Повести временных лет» читала — интересно, но не люблю такое.

А вообще, обожаю Чехова, Куприна и Бунина. Такие, казалось бы, простые и ненапряжные рассказики несут в себе столько смысла, не перестают быть актуальными уже многие годы, раскрывают тайны души человеческой, затрагивают вопросы, которые волновали людей сто лет назад и будут волновать ещё через сто лет.

Также очень люблю книги о животных. Например, «Бродяги севера» и «Белый клык». А из поэтов нравится Маяковский.


Катерина, учитель русского языка и литературы

 

В литературе я отдаю предпочтение зарубежным авторам (Эрих Мария Ремарк, Проспер Мериме, Джордж Оруэлл), но это не значит, что русскую литературу я не читаю, скорее, мне её хватает на работе. Любимые авторы, кстати, именно представители последней (да они и банальны) — Фёдор Михайлович Достоевский и Михаил Афанасьевич Булгаков.

Если обратиться к тем произведениям, которые я читала недавно, то это вновь переосмысленный и перечитанный роман Булгакова «Мастер и Маргарита», который каждый раз открывает новые детали, помогающие лучше понять замысел автора. Я без ума от линии, связанной с Воландом. Мне кажется, конечно, будь он реален, что именно этот герой способен изменить вообще всю жизнь вокруг, дай только власть Воланду и его свите.

Роман Оруэлла «1984» также входит в число последних прочитанных мною произведений. Я возвращалась к началу его чтения несколько раз, но осилила совсем недавно.

Немного отталкивающая история, лично для меня из-за того, что жутко не нравится роман Замятина «Мы», а их связывает схожая тема — тирания и свобода.

Сейчас данная тема актуальна, на мой взгляд, в журналистике (скажешь то, что не будет угодно «высшим слоям», всё — чао!) и в школьной среде, по крайней мере, в той, где «варюсь» я и знакомые мне учителя других школ (и даже городов). Но так было, есть и будет. Наверное, лишь приход Воланда исправит ситуацию.

У Замятина было достаточно интересно прочитать его повесть «Наводнение», особенно после «Мы», как будто эти произведения писали два совершенно разных человека.

Я не фанат произведений, которые относятся к различным революционным темам и тому подобное.

У того же Булгакова «Белая гвардия» — произведение для тех, кто хочет погрузиться в тему Гражданской войны. Бабель и его сборник «Конармия» — отличная настольная книга для мальчиков. Девочкам сложно это понимать, сама я читала лишь пять-шесть рассказов. Похоже на «Тихий Дон» — очень эпично, надо разбираться в деталях. Не подходит для лёгкого чтения.


Илона, учитель английского

 

Недавно я прочитала «Трое в лодке, не считая собаки». Эта книга не совсем пришлась по душе, потому что там, по моему мнению, слишком много отступлений к истории. У автора они получились довольно скучными.

Если говорить в общем, то читать я люблю. Два года назад купила электронную книгу и чаще всего качаю книги из интернета. Из литературы предпочитаю классику, но зарубежную. Гюго, Ремарк, Верн, Драйзер, Митчелл. Нравится фэнтези типа Толкиена, Роулинг. В последнее время заметила за собой тенденцию к скачиванию книг, по которым сняты фильмы (Дж. Грин, Дж. Мартин, Фитцджеральд, Браун и многие другие)

И самыми любимыми, как бы банально не было, остаются Ш. Бронте и Дж. Остин.


София, учитель английского

 

Последние прочитанные:

1) «Миры братьев Стругацких» Стругацкий А., Стругацкий Б.

2) «Мастер и Маргарита» Булгаков М.

3) «Мой мир» Гребенников В.

Я филолог, мне как воздух нужна пища не только для ума, но и живое литературное Слово для души. Поэтому постоянно, по мере забывания (согласитесь, вовсе не интересно читать книгу, которую отлично помнишь), перечитываю мировую классику.

Наверное, как и все современные люди, устающие от «лютости» суровой действительности и ради ощущения свободы, постоянно читаю фантастику, но чаще перечитываю корифеев, т. к. не готова тратить время на читательские эксперименты с новыми авторами.

Люблю расширять горизонты познания: интересности по теме психологии, астрологии, научно-популярной физики, истории, лингвистики, географии -— да! Например, узнала, что есть до сих пор не опровергнутая и не подтвержденная информация об изобретателе Викторе Гребенникове. Вроде как антигравитационную летающую «виману Гребенникова» изобрёл, но секрет спрятал в своих экспонатах и книгах. Не могла пройти мимо этой загадки!

Есть проблема: перегруженность «пустой», но постоянной информацией стала мешать чтению. Мозг устает, лень что-то читать объемное. Поэтому стараюсь теперь настраиваться на чтение, пару дней не лазаю в смартфоне по сайтам, коплю любопытство и энергию на чтение книг!


Ксения, школа искусств, преподаёт живопись, рисунок, дизайн-проектирование, компьютерную графику

 

Масару Ибука «После трёх уже поздно». Читается легко и интересно, содержание не особо заинтересовало.

Предпочитаю творчество Ремарка, Бродского, Х. Мураками.

Часто приходится сталкиваться с книгами-самоучителями по программному обеспечению. Ещё читаю книги по типографике, основам дизайна.

Ксения отмечает, что Бродский нравится ей потому, что пишет «Жизненно, коротко, ясно».

С таким же успехом и Солженицина могу почитать с удовольствием. И даже современные любовные романы женские. Но к ним не хочется возвращаться, а Бродского можно перечитывать с любой открытой страницы.

Ремарк заставляет задуматься о предназначении своем, о смысле жизни. Вызывает эмоциональный отклик.


Анна, учитель английского

 

Недавно я прочла произведение Джона Кракауэра «В диких условиях». Многие наверняка слышали историю про парня, который добирается автостопом до Аляски в совершенно диких условиях. Это произведение произвело на меня сильнейшее впечатление в связи с тем, что в наше время редкость, что человек добровольно покидает цивилизацию и живёт за счёт собирательства. Не каждый человек так сможет жить в одиночестве долгое время.

Чаще всего я читаю американскую литературу начала XX века, таких писателей как Фицджеральд, Хемингуэй, Ремарк.

Читает и в оригинале, и в переводе: «всё от настроения зависит и стиля писателя/переводчика».


Лилия, учитель обществознания и ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики)

 

Перечитываю классику русской литературы, в школьные годы времени полностью прочитывать многотомные произведения, взялась за них сейчас. Перечитала «Мастера и Маргариту» Булгакова и Шолохова «Тихий Дон». Должна заметить, сейчас, став матерью, совершенно по другому воспринимается вся трагедия Тихого Дона, школьницей не до конца понимала всю глубину терзаний Григория, муки Натальи и характер Аксиньи. «Мастер и Маргарита» принесли совсем другие впечатления, школьницей привлекали моменты полета ведьм и бал Сатаны, а сейчас обратила внимание на изображение испорченных москвичей. Да и библейские эпизоды совсем по другому воспринимаются теперь.

Из зарубежной литературы прочитала Дж. Мартина «Песнь льда и пламени», чисто чтобы знать что упускают создатели сериала. Доставляет удовольствие прикидывать, какие исторические события и персонажи служили прототипами для героев и событий персонажей Мартина.


Любовь, учитель химии и биологии

 

Последняя прочитанная — Ошо, «Притчи старого города». Некоторые моменты оттуда вспоминаю, когда «заела рутина» — очень помогает сменить отношение к ситуации, найти точку опоры для равновесия что ли.

Больше всего, конечно, читаю литературу, связанную с работой. В дни каникул люблю отвлечься и почитать исторические романы, к примеру. Особенно привлекают времена средневековой Европы. Последнее, что читала в этом направлении – Ж. Бенцони, названий не помню, это была трилогия… лёгкое, милое чтение, приправленное исторической романтикой.

Из «нашего» (тоже летом) читала Быкова «Списанные» — кажется так называется. Впечатления неоднозначные, но заставляет шевелить мозгами и включаться в повествование. При случае прочту ещё что-нибудь у него, чтоб всё-таки составить мнение.

Люблю психологическую литературу. В последнее время это Петрановская и о гештальт-терапии.

Зачем читать… А как не читать? Всегда только то, что связано с профессией читать — свихнуться можно. Плюс расширение кругозора, возможность увидеть другие точки зрения на мир и события. Глаза в интернете «замыливаются» от количества ошибок всяческих и повсюду. В литературе и книгах тоже бывают ошибки, но на порядок реже. Читая качественные тексты, привыкаешь к грамотному построению предложений, расширяешь словарный запас, глаза автоматически вспоминают как выглядит грамотно написанный текст и в собственном письме ошибок и сомнений при написании становится меньше.


Альона, учитель начальных классов, Львов

 

Сейчас больше всего читаю «легкое чтиво». Пауло Коэльо, Сессилия Ахерн, Мегги Стивотер (подростковые романы), «Гарри Поттера» раз в несколько лет перечитываю. Когда очень много работы, литература — это способ отвлечься, сбежать от проблем, уйти в свой мир и на несколько часов забыть о всём происходящем.

Летом могу позволить себе классику: недавно прочитала «Грозовой перевал», «Странную историю доктора Джекила и мистера Хайда», несколько книг Бредбери. Но, скажу честно, учась в школе, читала намного больше. Сейчас не хватает времени и сил.

Я — практикующий католик (минимум раз неделю хожу в церковь, регулярно исповедуюсь и причащаюсь). Соответственно читаю Библию, книги Святых, признанных учителями Церкви и религиозно-психологические книги. Они помогают развитию и духовному росту.


Анна, учитель украинского языка и литературы, Донецк

 

Сейчас читаю «Анну Каренину» — ощущения странные, книга идёт очень тяжело, решила начать читать, так как неудобно перед собой, что филолог, а не читала это классическое произведение!

Читать люблю классику, детективы, любовные романы, приключения! Любимые авторы — Т. Драйзер, Д. Лондон, П. Коэльо, М. Булгаков, Р. Тагор и многие другие!


Валентина, математика, Казахстан

 

Прочитанные книги:

«Козетта» вроде как, тут я и поняла, что Гюго нефиговый мужик был, интеллект и фантазия впечатляют. Море слёз, соплей, эмоций, мыслей вызвала книга «Человек, который смеется». Хотя да, признаюсь, пару глав, где долгое и нудное описание какого-либо персонажа и при этом полное отсутствие развития событий, я пролистывала.

«Бюг-жаргаль» так норм, но не предел мечтаний.

Ещё «Изгоняющий дьявола» отличная книга (обе книги отдала кому-то и теперь жалею).

«Заводной апельсин» не помню, что к чему, но вроде как бесили меня персонажи.

«Шантарам» — я прифигела, читая книгу, тем более я-то думала, что там от и до на реальных событиях основано (но там вперемешку). Я действительно не знаю многих омерзительных вещей о мире, и смотрю на мир примитивно, почему-то не допускала мысли, что нищета не мешает людям быть счастливыми, не мешает относится к жизни проще, а наверное даже способствует этому.

«Зелёная миля»… Это было божественно!!!

Всё так описано, образы чётко вырисовываются в голове и застревают в ней навсегда (я так говорю, как будто на горизонте лет).

Бабские романы, в которых классные мужики, которые целуют песок, по которому ты ходила в школе, шли на ура, но можно выделить «Не верю, не надеюсь, люблю». Там в виде переписки весь текст, но эта книга толкнула меня на необдуманный поступок, типа живите сегодняшним днем, не бойтесь быть честными с любимыми. Ага, не бойтесь. Поняла, что хэппи-энд в таких ситуациях либо в книгах, либо если ты симпотичная и интересная.

«Кладбище домашних животных» жутковато, особенно момент, где речь идет о больной девушке. Я, кстати, в гугле толкового ничего не нашла по этой болезни, ну или не так искала.

И «Охота на овец» необычно и с середины книги затягивает так, что не оторвешься, от книги какое-то тускло-мрачное впечатление, будто я не читала о плохой погоде, а держала её в руках и холод и мрак тянулись ко мне. Сюжет интересен. Я, мои друзья и наркотики — ну что тут сказать? Хочется взять персонажей, надавать им чертей и заставить одуматься, пока не поздно.

«Мастер и Маргарита» — вначале для меня была полная бессмыслица, но потом все события начинают так интересно переплетаться и соединяться воедино, что аж восторг какой-то испытываешь, будто смотришь на фейерверк.

«Маленький принц» — ненавижу, даунская книга, для детей. Жутко бесят бабы, которые в разделе «любимые книги» пишут «Маленький принц».

Школьную программу удачно пропустила, о чём жалею, ибо дура дурой выросла, надо было ещё в школе привить любовь бешенную к книгам, но увы.


Читайте также:

Как читать книги?

Конечно, объективность при такой скромной выборке несколько страдает. Но кое-какие штрихи к портрету современного учителя добавить мы всё же можем. Два любимых автора современных педагогов — Булгаков и Ремарк. Любимое произведение — «Мастер и Маргарита».

Многие имена хотелось бы здесь увидеть, но cписок произведений, откровенно говоря, смотрится скупо. Читается и перечитывается в основном литература хоть и классическая, но из разряда крайне популярной. Современный литературный процесс учителей интересует мало. Зарубежная литература читается выборочно, исходя из популярности авторов. Целые пласты в русской литературе игнорируются.

Что это значит? Это значит, что множество важнейших текстов не осмысляется, изучается поверхностно. Это значит, что литература многих интересует весьма условно. Как потом не интересует и учеников.

Неумение правильно читать (то есть «считывать») произведение, анализировать его, принимая во внимание исторический контекст и личность автора, обнаруживать проблематику и вычленять те самые смыслы, идеи — вот лишь некоторые распространенные проблемы людей, сталкивающихся с художественной литературой.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
5 октября 2016, 18:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--