Ольга Кравцова
UPSTUDY.RU

Учим ребёнка плавать: 4 типичных ошибки родителей

Если у вас есть ребёнок, и он до сих пор не умеет держаться на воде, скорее начинайте его учить.

Время чтения: 5 минут
Учим ребёнка плавать: 4 типичных ошибки родителей

Потому что когда он вырастет, то будет винить в своем «плавании топориком» именно вас. «А меня плавать нормально родители не научили. Наверно, им было на меня плевать», — скажет он когда-нибудь в баре своим тридцатилетним друзьям.

Один из первых вопросов состоит в том, с чего начать обучение. «Надо засунуть ребенка в надувной круг», — говорят одни. «Нет, надо поддерживать его за бока», — говорят другие. Профессиональный тренер по плаванию Ирина Зайцева рассказала, что родители делают не так, когда учат своих детей плавать. А также помогла разобраться в том, насколько строго всё должно быть на занятиях в бассейне, и что общего у тренера и психолога.

 

Ирина Зайцева
тренер по плаванию

Читайте также:

Урок без правил

Чего не надо делать на уроках плавания

  1. Надевать на ребёнка резиновый круг

Круг формирует неправильное положение тела. В нём ребенок висит вертикально, а положение в воде должно быть горизонтальным. На начальном этапе лучше плавать с нарукавниками.

  1. Использовать ласты

С ластами, конечно, намного легче плыть, но в начале обучения они портят технику удара ногой. Правильная техника: удар в воде идёт от бедра, с вытянутым носком, движения должны быть плавные и порхающие.

  1. Учить плавать на животе

Сначала нужно учиться плавать на спине. Лёжа на спине, легче держаться на плаву. Ребёнок не боится, что ему в рот и нос попадёт вода. Можно поддерживать его за голову, живот нужно поднимать наверх, стремиться к горизонтальному положению в воде.
Можно использовать доску для плавания. Держаться за неё руками, прижимать к ней живот и правильно работать ногами.  
Чтобы детям было понятней, как именно, мы используем слово «фонтан» — делаем небольшой фонтан ногами, но не с брызгами до потолка.

  1. Игнорировать детские страхи

Типичная ситуация — папа учит сына плавать и сопровождает это дело словами: «Хватит трусить! Да чего ты боишься?! Всё с тобой будет нормально! Что ты как девчонка?». Родителям кажется, что детский страх — ерунда. Но для ребёнка это совсем не так. Вначале боятся почти все. И страх надо не игнорировать, а обманывать.

Когда дети приходят к нам на тренировки, первые несколько занятий их вообще никто не заставляет плавать. 

Мы даём детям побрызгаться, играем, достаем со дна бассейна игрушки, кидаем мячики в кольцо, отрабатываем звёздочки, поплавки, учимся выдыхать в воду — у кого больше пузырей. И только когда ребёнок привыкнет и перестанет бояться, его действительно начинают учить плавать.

 

Чем полезен тренер

Если родитель когда-то сам занимался плаванием, знает основы, и ребёнок адекватно воспринимает его как учителя, до определённого этапа можно заниматься и самостоятельно. В интернете много роликов, которые помогут справиться с этой задачей, позаимствовав какие-то идеи. 

Но чаще всего, если ребёнок приходит в бассейн с мамой или папой, он воспринимает это не как тренировку, а как развлечение: «Ура! Мы будем купаться!» Поэтому лучше идти на групповые или индивидуальные занятия с профессиональным тренером.

 

Это может быть интересно:

Выучить английский легче с мячиком

Заставлять или разговаривать?

Многие тренеры и родители убеждены, что в спорте нужна строгость, жесткость и дисциплина. Ребёнок расстроен, а тренер ему: «Мне всё равно, что ты там плачешь — плыви дальше». Мне такой подход не нравится.

Тренировки детей очень сильно зависят от их настроения, от того, как у них сложился день.

Бывает, ребёнок ведет себя в бассейне отвратительно. Чтобы это исправить, нужно всего лишь спросить: «Что тебя расстроило?» Детям нужно, чтобы их слушали.

Был случай, мальчик пришел на тренировку, стоит в воде, ничего делать не хочет. Я его спрашиваю, в чём дело, он отмалчивается... А потом как выпалит: «Да я сегодня хотел поспать, а мама меня разбудила, чтобы успеть в бассейн собраться, а я всю неделю не высыпался, хотел отдохнуть…» Он выговорился, увидел, что его слушают, сразу успокоился и нормально поплыл.

Если тренер в дружеских отношения с детьми, тренировки можно вести даже молча. Хватает одного взгляда, они сразу понимают, чего ты от них хочешь. Я никогда не применяю крик, какой смысл кричать? Ребята, с которыми мы занимаемся несколько лет — почти как друзья. Они приходят на тренировки, рассказывают всякую весёлую ерунду, показывают болячки, у кого зуб вывалился, кого комар укусил. Хорошие доверительные отношения.

Родителям советую прочитать книгу Адель Фабер «Как говорить с детьми, чтобы они учились». Там хорошо объясняют, как то, что происходит дома, влияет на учёбу.

 

Тренеру нужно быть психологом

Когда я была ребёнком, и плавательная карьера могла бы только начинаться, мне запретили плавать по медицинским показаниям. Четыре года назад я начала с нуля и вернулась в этот вид спорта.

Есть один важный момент, который я заметила: в зрелом возрасте, научившись чему-либо, можно гораздо результативнее объяснить это другому.

Проще научить того, кто тренируется вместе с тобой. Восприятие процесса, который увлекает на 200%, становится более глубоким. Дети плавают «поверхностно», и в этом есть свои плюсы — есть задание, они его выполняют. Специфика работы со взрослыми иная — большинство из них совершает слишком много мыслительных операций прежде, чем поплыть. Так что тренер — это еще и психолог.

***

Научить ребенка плавать можно и самостоятельно, опираясь на опыт профессиональных тренеров. Самое сложное здесь — не объяснить технику, а дотерпеть до момента, когда у ребенка получится. Без криков и упрёков. Потому что даже в таком деле, как плавание, важно следить за настроением ребёнка и слушать его.

Фотографии — из личного архива Ирины Зайцевой.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
7 июня 2016, 22:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--