Евгения Косицына

Зачем Герасим утопил Муму?

Чтобы школьник мог дать ответ на этот вопрос, ему нужно отойти от предметного восприятия и научиться правильно формулировать проблему. Как же это сделать? 

Время чтения: 12 минут
Зачем Герасим утопил Муму?

Правильное определение проблемы текста — первое требование к учащимся при выполнении задания 25 ЕГЭ по русскому языку. Для работы на экзамене часто предлагают отрывки из произведений художественной литературы, анализировать которые ученики не умеют.

Не исключено, что прочитав басню Ивана Крылова «Ворона и лисица», ученики могли бы сформулировать проблему текста как «проблема отсутствия сыра в связи с санкциями», что, справедливости ради, действительно упоминается в тексте. 

Перед учителем ставится задача научить школьника правильно формулировать проблему, а для этого нужно отойти от предметной модели мира. Как это сделать?

Немного об авторе:
Евгения Косицына, кандидат филологических наук, доцент Московского политехнического университета, эксперт по проведению и проверке ЕГЭ c 2005 г. Автор учебных пособий по русскому языку для школьников, преподаватель русского языка Федерального центра онлайн-обучения «Академия»

Начинать объяснение проще всего с того, что текст и реальность — разные сферы существования человека. Они и развиваются каждая по своим законам. Физическая реальность постоянно стремится к смерти, к хаосу, к энтропии, а текст — к  гармонии, продолжению жизни и структуре. Любая структура имеет ограниченное количество элементов, как молекула — ограниченное количество атомов. Надо просто знать эти элементы и уметь их правильно соединять, создавать этакую модель мироздания, явленного в тексте.

Правда, физическую реальность мы тоже знаем только через призму моделей. Вот, например, модель Птолемея.

Источник: wikipedia.org

Сколько этих элементов в каждом конкретном тексте и как они соотносятся друг с другом, зависит от сознания автора. Давайте попытаемся назвать эти элементы (их ещё можно назвать уровнями) по порядку и объяснить каждый из них. 

  • «Я» как микромир. Основной элемент любой модели мира. Он всегда связан с целым рядом уровней мироздания по своим особым законам. В чистом виде может проявляться в экспериментальном творчестве или в религиозных практиках Востока (тантра, медитация, бегание с бубном за шаманом), что к литературе имеет небольшое отношение.
  • Быт. Проявляет себя в двух формах: отношениях с близкими людьми и предметным миром.

Ни домой, ни на суп,
А к любимой в гости
Две морковки несу
За зелёный хвостик. 

(В.Маяковский)

Возьмите эти четыре строки вне контекста, что часто и делается при выборе текста для ЕГЭ, и проблема взаимоотношений жадного «Я» (мужчины) с женщиной сформулируется сама собой.

  • Социум, общество. Показательный пример: проблему социального романа уже на протяжении многих десятилетий мы формулируем через бытовой уровень: «Проблема отцов и детей». Проблема отцов и детей — это «Мама мыла Машу, а Маша мыться не хотела». В романе И. С. Тургенева основная проблема в отношениях между двумя разными социальными слоями общества: «Я» (разночинцем Базаровым) и дворянами. Но название И. С. Тургенев придумал хорошее.
  • Природа. Вариантов общения «Я» с природой великое множество: от стремления уничтожить её (экологическая проблема, например, в «Прощании с Матёрой» В. Распутина) до полного гармоничного растворения в ней (лирика С. Есенина).
  • Культура — всё, что создано нами в сфере духа. Самый яркий пример из школьной программы — «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», где речь идёт о проблеме отношения «Я» А. С. Пушкина к собственному творчеству.
  • Цивилизация — всё, что создано нами в сфере материальных благ. Например, проблема взаимоотношений «Я» Александра Ерёменко с цивилизацией:

В густых металлургических лесах,
где шел процесс созданья хлорофилла,
сорвался лист. Уж осень наступила
в густых металлургических лесах.

  • И наконец, мироздание целиком, вселенная. Настоящее художественное произведение должно обязательно выйти на этот уровень, потому что оно само — вселенная, особый мир с особыми законами.

Рассмотрим последний уровень отдельно. Для практического применения это умозрительное, следовательно, не совсем понятное утверждение можно конкретизировать так: в каждом художественном произведении должно быть ядро, говоря словами Н. Г. Чернышевского, общеинтересное в человеческой жизни.

Если его нет, произведение превращается в литературный памятник и его невозможно читать без исторических комментариев. При этом литературным памятником произведение может стать спустя несколько десятков лет после создания, как случилось, например, с некоторыми «шедеврами» советской литературы, а может быть интересным на протяжении столетий. «Вечные» темы — любовь, дружба, верность, жизнь, смерть — интересны и подростку, при этом все они — общечеловеческие ценности. Нет их, нет и произведения.

И методический вопрос «Какое из перечисленных понятий самое главное?» будет носить уже философский характер, потому что вся литература — это рассуждение о смысле жизни и смерти. 

От теории перейдём к практическим заданиям. Позволим себе совет: на первом этапе не стоит предлагать школьникам для анализа тексты «философские», «сложные», пусть это будет вариант, который «зацепит» сознание и который ученик вспомнит на экзамене. Важно, чтобы в тексте было чёткое противопоставление: предметный мир — мироздание, «общечеловеческое». В качестве первого задания предлагаем определить проблему следующего четверостишия:

У попа была собака,
Он её любил,
Она съела кусок мяса,
Он её убил.

В тексте поднимаются вечные темы любви и смерти, как мы любим говорить, здесь представлены их «взаимоотношения», их «конфликт». Мы можем сформулировать несколько вариантов проблематики этого четверостишия:

  1. Проблема потери мяса.
  2. Проблема гибели (смерти) любви из-за съеденного мяса.
  3. Проблема утраты доверия.

Посмеялись? Пойдём дальше. 

Следующее задание: определить проблему басни «Ворона и лисица». Тему можно сформулировать двояко: «правда» и «ложь». Обычная бинарная оппозиция, из которой вытекает проблема. Какая? Выбирайте сами. Варианты ответов:

  1. Проблема отсутствия сыра в связи с санкциями
  2. Проблема гибели (смерти) любви-симпатии из-за украденного сыра
  3. Проблема вечного существования лжи-лести в мире

Правильным, конечно же, является третий вариант, он по законам жанра басни проговаривается в морали: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок…» 

Но главное в другом: вы можете быть уверены, что эти «несерьёзные примеры» ученики запомнят надолго, а эксперты уже не прочитают в работах школьников о «проблеме сыра». Кстати, обратите внимание, что и в первом, и во втором примере в тексте актуализируется только один элемент модели мира, а именно быт, предметный мир: сыр и мясо, как морковь у В. Маяковского, тогда как проблема утраченного доверия, вечности лжи в мире решается по-разному: постмодернисткий пастиш в первом и сатира во втором.

Все тексты, с которыми мы играли до сих пор, никак не укладываются в формат текстов ЕГЭ. Разберём в предложенной парадигме текст из демонстрационного варианта ЕГЭ-2017 по русскому языку, где в качестве «Я» — художник Берг. Для начала приведём сам текст: 

Когда при Берге произносили слово «Родина», он усмехался. Он не понимал, что это значит. Родина, земля отцов, страна, где он родился, – не так важно, где человек появился на свет. Земля отцов! Берг не чувствовал никакой привязанности ни к своему детству, ни к маленькому городку, где он родился.
– Эх, Берг, сухарная душа! – с тяжёлым укором говорили ему друзья.
– Какой из тебя художник, когда ты землю родную не любишь, чудак!
Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. Он предпочитал портрет, плакат. Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.
Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева. Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето.
Август стоял жаркий и безветренный. Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. Он снимал избу у лесника. Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый мальчик. На озере Берг прожил около месяца. Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок. Он привёз только маленькую коробку с акварелью.
Целые дни он лежал на полянах и с любопытством рассматривал цветы и травы. Берг собирал ягоды шиповника и пахучий можжевельник, тщательно рассматривал осенние листья. На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг. Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями. Они бросали без сожаления этот пустынный, лесной и торжественный край, полный безымянных озёр и непролазных зарослей.
В сентябре пошли дожди. Ярцев собрался уезжать. Берг рассердился. Как можно было уезжать в разгар этой необыкновенной осени? Отъезд Ярцева Берг ощутил теперь так же, как когда-то отлёт журавлей, – это была измена. Чему? На этот вопрос Берг вряд ли мог ответить. Измена лесам, озёрам, осени, наконец, тёплому небу, моросившему частым дождём.
– Я остаюсь, – сказал Берг резко. – Я хочу написать эту осень.
Ярцев уехал. На следующий день Берг проснулся от солнца. Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью разлилась тихая синева. Слово «сияние» Берг встречал только в книгах поэтов, считал его пафосным и лишённым ясного смысла. Но теперь он понял, как точно это слово передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца.
Берг взял краски, бумагу и пошёл на озеро. Он торопился. Он хотел всю силу красок, всё умение своих рук и зоркого глаза, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. Берг работал как одержимый. Никто его никогда таким не видел!
Вернувшись в город, Берг обнаружил извещение о выставке. Его просили сообщить, сколько своих вещей он выставит. Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною этим летом, – мой первый пейзаж».
Была полночь. Мохнатый снег падал снаружи на подоконник. В соседней квартире кто-то играл на рояле сонату Грига. Берг хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство Родины. Оно зрело годами, но последний толчок дали лесной край, осень, крики журавлей... Почему? Берг никак не мог найти ответа, хотя и знал, что это было так.
Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к Родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой. Во сто крат более прекрасной, чем раньше. 
(По К. Г. Паустовскому)

  • Уровень «Быт» здесь не важен, но с самого начала текста, в силу специальности персонажа, задаётся уровень «культура», именно через него будут строиться все отношения микромира «Я» с остальными уровнями модели мира.
  • «Я» — «социум». «Он предпочитал портрет, плакат. Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей». Художник, не понимающий слово «Родина», пытается найти смысл его на уровне социальном, на уровне «времени». Понятие «Родина» находится вне времени, за пределами плаката и портрета, на уровне вечности. А это уже статика — «пейзаж», который Бергу никак не удаётся. А всё потому, что он существует в цивилизации — в городе. Здесь «Цивилизация» и «Социум» сближаются, семантически близким становятся и «Природа», и «Бытие». В первом абзаце Берг не понимает, почему он должен воспринимать Родину, как маленький городок, в котором родился, а в предпоследнем понимает, что Родина — это «лесной край, осень, крики журавлей». Внутри самого текста, внутри представленной модели, зреет проблема взаимоотношений природы и цивилизации. Но не она выводит текст на самый высокий уровень обобщения.
  • «Я» — «Природа». Именно с вечностью сталкивается Берг, оказавшись в Муромских лесах. А выйти на это понимание ему помогла любовь, которая «сделала его умную, но сухую жизнь теплой, веселой». И появляется у Берга «вечность» — пейзаж.
Немного русской природы в картинах Шишкина — для вдохновения.

Источник: wikipedia.org

Так как сформулировать проблему? Проблема, поставленная автором текста — поиск Родины.


Краткая шпаргалка

В большинстве текстов можно выделить несколько проблем, рассматривая взаимоотношение «Я» с другими уровнями. Эксперту в «шпаргалке» составители КИМов тоже указывают, как правило, 3-4 проблемы. Чем же руководствоваться ученику? На какую проблему писать сочинение? Выбор помогут сделать ответы на следующие вопросы:

  • По какой проблеме наиболее чётко сформулирована позиция автора?
  • Какую проблему легче всего прокомментировать?
  • Есть ли для комментария два примера из текста, которые помогут раскрыть развитие проблемы?
  • К какой проблеме я смогу подобрать аргумент из художественной литературы?

Опираясь на выделенные проблемы и приведённые вопросы, можно написать достойное сочинение практически на любую тему. Однако, чтобы оно получилось поистине хорошим, стоит добавить ещё один совет о выборе темы: выбирать стоит то, что затрагивает и волнует вас лично. 

В оформлении использована иллюстрация И. И. Пчелко, 1978 г. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
28 сентября 2016, 12:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--