Андрей Балин

Как научить Родину любить

Школьный учитель рассуждает о вопросах патриотческого воспитания и о том, насколько патриотизм связан с войной и защитой Родины от неизвестного врага.

Время чтения: 6 минут
Как научить Родину любить

30 октября по сети пронеслась новость о двух волгоградских школьниках, повредивших восемь памятников на Аллее памяти земляков, погибших в период Великой Отечественной войны. Младшему из школьников всего девять лет.

Cопредседатель регионального штаба ОНФ в Саратовской области, член Совета Федерации РФ Людмила Бокова заявила, что поступок волгоградских школьников, разрушивших памятники советским воинам, свидетельствует об отсутствии у них основных нравственных ориентиров и уважения к прошлому. По её словам, это огромный пробел в работе педагогов и семьи, школе предстоит сделать выводы и заняться патриотическим воспитанием не формально, для галочки, а по-настоящему.

Говорить о патриотизме с каждым годом становится все сложнее. И потому, что меняется мой возраст, и потому что меняется окружающий нас мир. В детстве всё было проще и понятнее, а чувство любви к земле, на которой родился, не вызывало сомнений и вопросов.

 
Сейчас же всё чаще ловлю себя на симпатии к Толстому, который называл патриотизм чувством «грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное — безнравственным».

С другой стороны, я — учитель в государственной школе, а значит, должен в какой-то мере реализовывать задачи программы военно-патриотического воспитания. А теперь ещё и, как говорит Людмила Бокова, должен заняться этим по-настоящему, а не «для галочки».

Ну что ж, займёмся. Открываю первую попавшуюся статью о военно-патриотическом воспитании и читаю: «Военно-патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России». Понятно, закрываю.

Открываю следующую: «Одной из важных задач государства является военно-патриотическое воспитание молодёжи, в основе которого лежит подготовка молодых людей страны к службе в Вооружённых Силах РФ, воспитание любви к армии, формирование высокого чувства гордости за принадлежность к России, постоянной готовности к защите Родины».

Фотография из архива Марины Ворониной, 1952 г.

Источник: russianphoto.ru

Не знаю, как вам, а мне страшновато от этих слов. Лично мне всегда казалось, что приставка «военно-» не должна стоять рядом с детьми и школой.

А уж внушать детям «веру в планетарную устойчивость России» мне и вовсе кажется странным.

Что мы ожидаем получить в итоге? Мне представляются эшелоны выпускников, выходящие из зданий школ, тут же получающие автоматы и сапёрки и отправляющиеся на фронт — защищать страну от неизвестного врага.

Практически все эти патриотические идеи вращаются вокруг идей войны, армии, силы, защиты от врагов, но ведь всё это (даже защита в известной мере) — проявление агрессии. А разве может воспитание, основанное на идеях агрессии, привести к чему-то хорошему? Акт вандализма, описанный в начале этого эссе, как раз и является воплощением идеи агрессии, как мне кажется.

Я не предлагаю отказаться от идеи патриотизма и не предлагаю ненавидеть свою страну, пусть даже мне кажется «странной» любовь к части земли, просто хотелось бы взглянуть на эту проблему с другой стороны.

Сергей Васин «Ребята из 613 школы хотят вырасти умелыми защитниками родины», 1943 г.

Источник: russianphoto.ru

Как учитель, я абсолютно уверен, что отдельная программа патриотического воспитания школе не нужна и может привести скорее к отрицательным результатам. Почему не нужна? Потому что такая программа в школе уже есть — это курс русской литературы, русской истории и курс отечественного искусства. Разве не искусство лучше всего покажет красоту Родины и величие таланта твоих сограждан? Разве не история укажет на ошибки, которые не надо повторять? А разве есть какое-то проявление культуры, которое скажет о любви лучше, чем литература? И не о любви ли должен быть подлинный (опять вспоминается Толстой) патриотизм?

А ещё патриотизм должен быть о воспитании. О чести и совести. О благородстве и достоинстве. О том, что маленьких нельзя обижать, а сильные не должны зазнаваться. Где ребенок должен всё это узнать? Конечно, в семье. Хочется спустить всех собак на школу, но не могут учителя, у которых свои семьи, воспитывать всех детей как своих. Мы поддержим и поможем, но начать должна семья. А пока я читаю, что в новом океанариуме на острове Русский родители сломали двигающийся макет динозавра, украли двух морских ежей и справили нужду в экспозиции «Тропический лес». Чего же нам ждать от детей? Патриотизм — явление от культуры, знакомство с которой начинается в семье. Человеку культурному не придет в голову ломать какие бы то ни было памятники: хоть своей страны, которую тебя учили любить, хоть чужой, которую тебя учили ненавидеть.

Часто слышу, что дети, вот такие, как в «волгоградской истории», не понимают, почему надо относиться с уважением к памятникам, не понимают, почему надо относиться с уважением к истории и так далее. И это действительно так, но ведь «внушение веры в планетарную устойчивость России» здесь не поможет.

Не помогут и многочисленные комментарии к новости, в которых маленьких детей называют «скотами» и «уродами», требуя «прилюдно выпороть».

Поможет здесь простое человеческое (только обязательно искреннее) объяснение, без лишней агрессии, без демонстративной «любви к армии», без «промывания мозгов».

Лично для меня таким объяснением стали два события моего детства. Первое событие — это объяснение истории моего имени. Уже плохо помнятся детали, но меня, маленького, привели на Афганское кладбище в нашем городе и показали могилу человека с моим именем, памятник ему и другим, таким же молодым… Даже сейчас, вспоминая, ощущаю ком в горле, хотя и не знал никогда этого парня, погибшего в Афгане, лучшего друга моего отца.

Второе событие — это автобиографическая повесть Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая…». После этой книги мне, маленькому ребенку, больше ничего не хотелось спрашивать о войне. Никогда не забыть убитого Сашку; никогда не забыть, как красноармейцы мостили дорогу могильными плитами чеченцев. Эти красноармейцы тоже были «патриотами». Никогда не забыть, что нельзя строить счастье одного народа на несчастье другого. Но многие, к сожалению, забывают.

 

Источник: nakanune.ru

Посмотрите на внешний вид этой Аллеи памяти земляков. Заросшая бурьяном полянка, к которой ведет едва заметная тропинка. И Аллеи-то нет, как таковой, название только. Но ведь она и правда имеет важное значение. Аллея памяти. А память всегда выражается в поступках живых. Почему не поставить памятники прочно? Почему не положить асфальт? Почему не продемонстрировать детям, в которых мы так стараемся воспитать патриотизм, что любовь к своей земле — это готовность сделать всё, чтобы она была лучше? Нет ответа.

Мало говорить о любви к Родине и мало любить её на словах. И права Людмила Бокова — пора заняться патриотическим воспитанием по-настоящему. Но как это сделать — через любовь и культуру или через ружьё и шинель, нужно решить как можно скорее. Иначе Родину придется защищать от нас самих.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
7 ноября 2016, 12:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--