MEL Science

Как школьник покорил рунет химическими опытами

Thoisoi, создатель самого популярного русскоязычного YouTube-канала о химических опытах, рассказывает про свою работу.

Время чтения: 5 минут
Как школьник покорил рунет химическими опытами

YouTube славится не только обилием развлекательной информации, но и наличием образовательных каналов, позволяющих любому погрузиться в увлекательный мир науки.

В наше время познавать новое и интересное становится всё сложнее: стремительный темп жизни, огромный объём информации каждый день… Вот тогда и приходят на помощь познавательные каналы. Но так ли просто это даётся самим блогерам? Как это всё происходит, рассказал нам Максим Биловицкий, автор канала Thoisoi, который сейчас сотрудничает и с компанией MEL Science.

Максим Биловицкий
Сейчас Максиму 23 года, учится на пятом курсе Таллиннского технического университета.

Thoisoi: начало

Идея своего YouTube-канала пришла, по-моему, в 2011 году. Я учился в школе, смотрел в YouTube всякие видео по химии, какие-то ролики про эксперименты, но в основном они были на английском, а на русском языке подобного контента не замечал. Я понял, что в YouTube нет такого человека, который качественно не только снимает, но и объясняет происходящее.

Своим вдохновителем я считаю один англоязычный, насколько я помню, канал, где один парень из Норвегии (кажется, под псевдонимом babaken) тоже показывал интересные опыты. Но мне не понравилось, что видео выходили без комментариев, только с английскими субтитрами и без озвучки.

Я захотел сделать видео с комментариями на русском и с озвучкой, чтобы всё было красиво, понятно, и при этом интересно выглядело. Тогда я снял несколько первых опытов: экспериментировал с марганцовкой и глицерином, выращивал самые простые кристаллы из купороса, а потом увидел, что зрителям это понравилось.

Началось всё с видео про домашний порох.

Потом я стал повышать уровень: сделал из подручных материалов белый фон, начал усложнять опыты. Смотрю: людям всё больше и больше нравится, количество просмотров постоянно растёт, а потом хоп! — и пошло. Немного спустя подключил монетизацию, какие-то деньги смог заработать. С тех пор и продолжаю этим заниматься.

Любовь, заложенная с детства

Моя учительница химии — друг семьи, очень хороший преподаватель. Химию мы начали проходить в школе в 8 классе, и мне сразу понравилось: я стал участвовать в конкурсах, а в 10 классе даже попал на всеэстонскую олимпиаду (у нас она считается самой крутой). Как раз в этот период я стал снимать свои первые видео.

Мне всегда это нравилось. Видеокамера была дома, а потом и фотоаппарат купил. Короткометражки пробовал снимать, пытался импровизировать.

Опасности рабочего процесса

Пожалуй, наиболее важной для меня является сама реакция. Бывают реакции зрелищные, но при этом простые и неинтересные (например, «подожги свечку»), а бывают такие, в ходе которых что-нибудь для себя открываешь, когда оказывается, что процесс может протекать разными путями. Сделать какой-нибудь вывод — вот что самое интересное!

Любимая часть работы — что-нибудь взорвать.

Мне понравилось снимать видео с трубочистом. Оно было реально, сам процесс съёмок был интересным, химических процессов там хватало, ещё и реакция была интересная — со сверхпроводником.

 

Видео с трубочистом.

Из самых опасных опытов — молния в цилиндре или сероуглерод с закисью азота. Я начитался, что сероуглерод такой опасный, что вообще можно умереть, что радиация по сравнению с ним вообще детский лепет. Как оказалось, я боялся больше, чем было опасно на самом деле.

Обычно мои представления об опасности той или иной реакции несколько преувеличены, но я соблюдаю технику безопасности и всегда сто раз подумаю: может, стоит надеть щиток? А вообще я не снимаю видео про смертельно опасные эксперименты.

 

Как оставаться интересным?

Общественность, она же ненасытная: ей каждый час можно видео выкладывать. Люди будут их смотреть, и всё будет круто, но только в том случае, если эти видео будут хорошего качества. Но единственные, кто может выкладывать видео каждый час, — это LetsPlay-щики. Они играют, час заканчивается, и автоматическая программа сама выкладывает видео в сеть.

А вот чтобы снять видео именно на камеру, а затем смонтировать и озвучить его, потребуется очень много времени.

Мне никто не помогает, никому это не интересно, да и платить кому-то за помощь не хочется. Так что над своими видео работаю в одиночку.

Физически возможно выкладывать видео примерно каждые два дня, но не факт, что они будут интересны.

Где находить финансирование?

Покупательская способность падает, соответственно, реклама стала дешевле, я зарабатываю меньше. Если бы я с нынешним количеством просмотров мог вернуться в 2012 год, когда в России были «золотые горы», я зарабатывал бы раз в 10 больше, чем сейчас, просто потому, что тогда реклама была дороже. Сейчас реклама значительно упала в цене, плюс у многих установлен AdBlock, поэтому приходится рекламировать всё подряд, чтобы хоть как-то уходить в плюс.

Я открываю кошелёк и смотрю: вот полтинник, его можно потратить.

К зрителям обращался: давайте, мол, «по сусекам поскребём»… Мне капает какая-то копейка, я её вкладываю, добавляю ещё что-то из своих сбережений. В минус не ухожу никогда.

 

Об идеях

У меня есть крутая идея, хочу найти на неё финансирование. Идея в том, чтобы поехать по самым топовым университетам мира и поснимать, как учёные проводят исследования, чем занимаются лаборатории. Показать жизнь учёных изнутри, а то про спортсменов, к примеру, много фильмов и роликов снимают. О научных открытиях пишут много, выходят различные журналы о результатах и выводах исследований, но при этом сам процесс, переживания учёных (а ведь они тоже люди) всегда остаются в тени.

Хорошие идеи посещают человека, когда он расслаблен, когда, например, сидишь в бане, или перед тем, как уснуть. В эти моменты к людям приходит максимальное количество идей.

А если сесть, напрячься и думать, думать, думать, идея не придёт никогда, потому что зациклишься — и всё.

Универсальный совет

Не каждый человек сможет этим заниматься, потому что некоторые люди снимают на мобильный телефон видео из серии «смотрите, мы там что-то подожгли», но оно будет популярным разве что среди их друзей. Привлечь зрителей надо уметь. И главное — нужно очень много работать, сильно стараться и уметь анализировать.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
27 апреля 2016, 12:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--