Думалогия

В мультиках этому не учат: 5 шагов для эффективного решения проблем

Как использование приёмов ТРИЗ помогает думать своей головой и растить изобретателей.

Время чтения: 10 минут
В мультиках этому не учат: 5 шагов для эффективного решения проблем

Мультик «Фиксики» так любят современные дети и родители. Там рассказывается об окружающих нас предметах, как они устроены. И взрослые, и дети смотрят его с округлёнными глазами: «Ну надо же! Кто бы мне сказал об этом раньше».

Мультсериал повествует о семье Фиксиков — маленьких человечков, живущих внутри техники и исправляющих её поломки. В мультфильме раскрываются технические секреты: всё, что есть в доме, имеет внутреннюю систему взаимодействия, которая интересна маленьким «почемучкам». Как это работает, что там внутри, как это ещё использовать? «Фиксики» — находка для объяснения сложных химических и физических процессов доступным языком.

Но вот вещи, которым не научат в познавательном мультфильме:

  • правильно задавать вопросы;
  • уметь находить корень проблемы;
  • уметь оценивать ситуацию с положительных, отрицательных, нейтральных сторон;
  • находить простой, обоснованный и продуманный выход из ситуации;
  • находить новые пути решения вопросов;
  • смелости;
  • ответственности;
  • креативному подходу к решению задач;
  • способности думать прежде, чем делать.
Никакой мультфильм не научит ребёнка быть смелым, ответственным и изобретательным. Только практика, только личный опыт решения проблем.

Источник: youtube.com

Мультипликационные Фиксики преследуют иную задачу. Они объясняют ребёнку, из чего состоят предметы, что эдакого у них внутри. Они просто, интересно и играючи чинят любую поломку, но не рассказывают, какими именно мыслительными умозаключениями руководствоваться, чтобы поломку эту устранить.

Это как фильмы о Шерлоке Холмсе: зрители им восхищаются, но никто так не умеет мыслить, потому что непонятно, с чего начать, к чему идти и чем руководствоваться.

Было бы здорово, если бы мультфильмы не только рассказывали об умных сказочных героях, которые готовы помочь в трудной ситуации, но и учили решать проблемы самостоятельно через собственные умозаключения.

Для этого нужно главное умение — умение думать. Но слово это весьма загадочное, хоть и звучит на каждом углу.

Когда вы говорите ребёнку: «А ты подумай», — что он делает в этот момент? Или фраза: «Ну можно ведь подумать немного головой», — что подразумевает? Как вы сами описываете это слово «думать»?

А если процесс размышления над проблемой разбить на составляющие, чтобы он был понятен и прост, как отдельные части техники?

 

Это уже сделала за нас методология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которую изобрёл советский инженер Генрих Саулович Альтшуллер.

ТРИЗ — это методика создания изобретений. Как любую талантливую методику, её можно применять в повседневной жизни, при любых трудностях и проблемах, возникающих на нашем пути. Она имеет чёткий алгоритм построения мысли. Она дополняет наши знания, помогая придумать и реализовать взвешенное решение. И если разобраться в ней, то можно расширить диапазон своих мыслей и научиться находить креативные, новые, эффективные выходы из ситуаций.

Подойдя к проблеме творчески, можно разглядеть невидимое!

Главное — умело объяснить, как это сделать!


На основе ТРИЗ школа «Думалогия» выделила 5 шагов, с помощью которых ребёнок легко решает задачи любой сложности.

Шаг 1. Найти проблему.

Понять, а что же нужно решать, где эта проблема, над чем думать? Если больному постоянно сбивать температуру, а не лечить её причину, то навряд ли он выздоровеет. Если плохого ученика ругать за неуспеваемость, а не разбираться в причинах этой неуспеваемости, то навряд ли он преуспеет на занятиях.

Шаг 2. Подумать, каким должно быть идеальное решение.

Придумывая идеальный вариант, мы расширяем границы своего творческого мышления. На этом этапе нужно использовать мощный приём ТРИЗ — идеальный конечный результат (ИКР). «По щучьему велению по моему хотению — хочу, чтобы эта проблема разрешилась вот таким вот образом». Звучит неожиданно, но такая постановка вопроса открывает путь к наилучшему решению. Конечно, решение без недостатков в жизни не достигается, но и Наполеон говорил своим генералам: «Требуй невозможного — получишь максимум».

Шаг 3. Поиск ресурсов.

У нас есть проблема, есть идеальный конечный результат, к которому мы стремимся. Теперь надо пройти этот путь: от начала (проблемы), до идеального решения. Следующим шагом анализируются ресурсы, которые помогут решить проблему. Чем бросаться решать что-то по шаблону и идти по проторенным дорожкам, лучше просто сесть и оглядеться вокруг.

Есть бесплатные ресурсы, которые всегда с нами: гравитация, воздух, солнечный свет, энергия, да даже наши руки, ноги, голова. Многие из них мы не используем. Технология использования ресурсов в ТРИЗ-е помогает выбрать неограниченные или ограниченные, дешёвые или бесплатные и сделать это самым что ни на есть эффективным способом.

Выходит, что уже на начальном этапе разбора проблемы, когда мы только классифицируем ресурсы, мы закладываем в решение лёгкую и недорогостоящую реализацию.

Не нужно заново изобретать велосипед, но почему бы не усовершенствовать его под свои нужды?

Шаг 4. Выявляем противоречие.

Любая проблема связана с каким-то противоречием, когда некие условия конфликтуют друг с другом. Противоречия мы и будем, так или иначе, разрешать с помощью ресурсов.

Представьте детям противоречие в понятной для них форме: «это когда что-то с чем-то борется». Для жизненных ситуаций, в будущей работе, в учёбе для ребёнка достаточно такого определения.

Шаг 5. Разрешение противоречий с помощью специальных приёмов и методов.

Здесь придумывается идея и её реализация. Есть разработанные в ТРИЗ-е специальные приёмы разрешения противоречий.


Для того, чтобы научить такому пошаговому действию своих детей, предлагаем сначала родителям потренироваться самим.

Вернёмся к «Фиксикам». В серии «Микробы» главный герой, юный мальчуган ДимДимыч, садится кушать, мама отправляет его мыть руки. Затем он возвращается к столу, поглаживает собаку, из-за чего мама снова отправляет ребёнка в ванную комнату. После вилка упала, ДимДимыч полез за ней под стол, и, как вы уже могли догадаться, вновь пришлось мыть руки. Итог — ДимДимыч рассержен: «Руки пришлось целых пять раз мыть. Микробы, микробы! Может, их вообще и нет».

Доброжелательные Фиксики объясняют, что микробы есть везде, показывают ДимДимычу их в микроскоп, после чего мальчик пугается злых невидимых букашек и с удовольствием начинает генеральную уборку.

Информация познавательная и полезная. Вопрос только в её эффективности. Взрослый человек осознаёт важность мытья рук, а для ребёнка это ещё не совсем понятно. Поэтому родители сталкиваются с упрямством и недовольством.

«Как заставить ребёнка мыть руки каждый раз перед едой, чтобы не приходилось постоянно напоминать?» — вопрос, актуальный для многих родителей. В мультике приводится один вариант решения данного вопроса: показать ребёнку микробов, чтобы он имел о них представление, испугался последствий. Не с каждым сработает. То, чего дети не видят каждый день своими глазами, теряет угрожающий и запугивающий эффект.

 

Страх — серьёзный мотиватор, но не лучший для ребёнка. Лучше мотивировать интересом.

Попробуем решить задачку мытья рук с помощью пяти шагов ТРИЗ.

1. Найти проблему. Если говорить конкретно о ситуации в мультфильме, то важно понять истинную причину, почему ДимДимычу не хотелось мыть руки. Он неглуп, родителей слушается, но, тем не менее, частый процесс мытья рук ему не нравится.

Проблема здесь — у ребёнка нет мотивации и он ленится, ему скучно, и он считает это не очень важным занятием. Постоянно идти к раковине, мылить, смывать — это надоедает.

2. Подумать, каким должно быть идеальное решение. В нашем случае ИКР — чтобы ДимДимыч САМ хотел всегда мыть руки.

3. Поиск ресурсов. У нас есть бесплатные ресурсы в неограниченном количестве: авторитет родителей, общение с Фиксиками, смекалка, знания родителей о предпочтениях и характере сына.

Есть платные ресурсы, которые тоже могут пригодиться: мыло с запахом, мягкое полотенце, изменения в окружающей среде.

4. Формулируем противоречие. В нашем случае лень мальчика борется с его здоровьем.

5. Разрешение противоречий. Отталкиваясь от предыдущих шагов, можно начинать фантазировать над решением, обратившись к приёмам решения технических противоречий ТРИЗ.

  • Один из приёмов разрешения противоречий — «Изменение характеристик вещества». Сделаем из мыла пену или мыльные пузыри. Процесс мытья рук перестанет быть однообразным и обычным.
  • Приём «Посредник». Сделать из мытья рук игру, предложить ребёнку некий квест, который он захочет проходить снова и снова. Мыть руки, как тайный шпион: взять фонарик и украдкой прокрасться в ванную комнату, чтобы спасти руки от злых микробов. Или приобрести простенькие очки ночного видения, мыть руки без света, но как настоящий исследователь.
  • Приём «Самообслуживание». Личностный интерес к мылу. Мыло можно сделать самому: вырезать причудливую форму, машинку, животное. Дети любят свои поделки, особенно если они впоследствии пригождаются, и с радостью будут использовать своё изобретение.
  • Приём «Предварительное действие». Выдавать приз за мытьё рук. Иногда это затратно, но с некоторыми работает, хотя носит временный характер.
  • Приём «Обратить вред в пользу». Рассказать не только о самих микробах, а об истории создания мыла: «Как мыло спасло человечество!».
  • Приём «Избыточное действие». Украсить ванную комнату, чтобы ребёнку было приятно и радостно вновь туда возвращаться хоть 15 раз перед едой.
  • Приём «Предварительное действие» + «Изменение в окружающей среде». Выбрать мыло с вкусным запахом, повесить мягкое полотенце, приятное коже, с рисунком любимых героев мультфильмов.
  • Приём «Объединение». Вместе веселее. Папа или мама составят компанию, будут вместе с ребёнком мыть руки — это интереснее и это отличный родительский пример.
 

Теперь мы уже нашли не один вариант, как предлагают Фиксики, а целых 8, из которых что-то обязательно сработает! И это — самые простые из 40 приёмов, которые использует методология ТРИЗ. Зная их принцип действия, можно нафантазировать ещё больше решений.

Поэтапно разбирая задачу, мы приходим к нескончаемой вариативности решений, которые меняются в зависимости от постановки проблемы, существующих противоречий, наличия ресурсов.

Наша жизнь кишит задачами без готового очевидного решения. Мы сталкиваемся с вопросами, варианты решения которых настолько широки, что порой удивляемся: «Как же я об этом не подумал!» Вопросом мытья рук обеспокоены, конечно же, взрослые. Но, разобрав на «взрослом» примере универсальный алгоритм поэтапного решения проблемы, вы можете научить ему вашего ребёнка.

Хорошо, когда рядом Фиксики, которые быстро со всем разберутся. В реальной жизни приходится думать своей головой. Этому мы и учим всех желающих на курсах по эффективному мышлению школы «Думалогия».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
21 июля 2016, 18:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--