Что нужно знать родителям о тьюторах

Чем отличается выбор от перебора, индивидуальный подход от индивидуализации, и почему это важно для образования вашего ребёнка?

Время чтения: 11 минут
Что нужно знать родителям о тьюторах

В последнее время всё больше родителей понимают, что никто не заинтересован в качественном образовании их детей так, как они сами. А значит, нужно самим прикладывать усилия, чтобы разбираться в том, как можно учиться, решать возникающие проблемы, обращаться за помощью к профессионалам.

Это может быть интересно:

Педагогические профессии будущего

Поэтому родителям важно знать, что есть такая профессия — тьютор. Она не так давно появилась в российском пространстве, а корни её уходят в историю европейских университетов XII века.

Тьютор — удивительный для образования человек: он не реализует ФГОС и не готовит к ЕГЭ, а работает с индивидуальными желаниями и возможностями ребёнка.

Его работа связана с теми вещами, которым каждый сознательный родитель хотел бы своего ребёнка научить: с умением выбирать, с умением осознавать свои желания, с умением ставить цели и добиваться их. И в образовании будущего тьютор, по прогнозам экспертов, будет играть ключевую роль.

В Средние века тьютор помогал определиться, кем ты хочешь из университета выйти и на какие лекции для этого ходить.

Источник: greenes.org

13 июля в Москве пройдёт очередная встреча Клуба экспертов образования — открытой площадки, которая предоставляет возможность родителям и всем заинтересованным людям общаться с профессионалами этой сферы и обсуждать злободневные и вечные вопросы. Тема предстоящей встречи — «Как сопровождать образование ребёнка и для чего нужен тьютор». Об этом расскажет эксперт, больше которого, пожалуй, никто в России не сможет поведать о тьюторской практике — Татьяна Ковалёва, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации. Именно благодаря её последовательной и упорной работе профессия «тьютор» появилась в России официально (произошло это в 2008 году). Мы задали Татьяне Михайловне несколько весьма общих вопросов накануне встречи, ответы на которые, однако, многое сделали ясным.

Татьяна Михайловна Ковалёва
Президент Межрегиональной тьюторской ассоциации, зав.кафедрой индивидуализации и тьюторства МПГУ

Татьяна Михайловна, что, по-вашему, нужно знать родителям о тьюторах?

— Родителям важно знать, что «прикладывать» к ребёнку сразу свои соображения о том, чем ему нужно заниматься — не единственно возможный подход. Лучше сначала посмотреть на него со стороны, дать ему как можно больше шансов разносторонне проявить себя, чтобы потом понять, что ему интереснее.

В наш век быстрых решений и лавины информации у родителей зачастую нет времени и знаний для того, чтобы организовать максимально свободное пространство выбора для ребёнка. И тогда на помощь приходит тьютор.

Тьютор — это человек, который сопровождает индивидуальную образовательную программу, являющуюся результатом того, что ребёнок сам выбрал.

Тьюторство — это раздел педагогического и антропопрактического знания. Антропопрактика, в свою очередь — это практика работы с развитием человека. Могут быть врачи-антропопрактики, психологи-антропопрактики. Это те, кто работает с качественным продвижением человеческой жизни.

В этом плане тьюторство — это практика помощи человеку в его развитии.

В школах сейчас все учителя говорят об индивидуальном подходе. Зачем нужен ещё и тьютор?

— Это два разных понятия, которые, к сожалению, очень часто путают — индивидуальный подход и индивидуализация.

Индивидуальный подход — это когда взрослый мир начинает рассматривать ребёнка, интерпретирует его, чтобы эффективно с ним взаимодействовать. Ты холерик, ты сангвиник. Ты «визуал», тебе надо больше картинок показывать.

Индивидуализация — это создание такой среды, таких возможностей, чтобы ребёнок мог сам проявить свою индивидуальность. Если вы в классе, например, даёте детям разные задачи — сильным посложнее, слабым попроще, — это не индивидуализация, это ваш личный индивидуальный подход. Конечно, он должен быть, но не надо путать.

Мария Монтессори говорила, что в педагогике главный метод — метод наблюдения. Создайте среду и держите паузу, наблюдайте за ребёнком: чем он интересуется, куда он движется.

Иногда нужно не просто отвести ребёнка в музыкальную школу, но дать ему попробовать играть на разных инструментах, чтобы он сам выбрал тот, что по душе.

Источник: parentingsweetspot

Как происходит работа тьютора?

— У нас есть основная схема полного тьюторского действия. Она используется вне зависимости от того, с кем ты работаешь: хоть с трёхлетним ребёнком, хоть с пожилыми людьми. В России эта схема состоит из трёх этапов.

Первый этап — это создание образовательной среды, в которой возможен тьюторский взгляд. Тьютор — средовой человек, он может работать только там, где есть свобода выбора. Для начала надо такую среду создать, и в России 90% тьюторов ещё не работают в полном смысле, а только создают среду. Ставки для новой профессии в школах открываются, а никакого выбора у детей нет.

Зарубежные коллеги удивляются, что у нас есть такой этап: у них среда уже несколько веков, как создана, эта профессия существует в культуре.

Второй этап — это «сердцевина» тьюторской работы, мы называем его образовательной навигацией. Когда создана среда, ты организуешь пробы различных возможностей и обсуждения, чтобы ребёнок мог сделать выбор: какие у разных вариантов бонусы, какие риски, что влечёт за собой то или иное решение. Это не автомобильный навигатор, который говорит тебе, куда поворачивать. Это деятельность, в процессе которой человек берёт на себя ответственность, сам делает выбор — и это очень важно.

Для меня самое точное слово, которое определяет деятельность тьютора — сопровождение. Сопровождать можно только того, кто идёт сам.

Если ребёнок ничего сам не делает, то мы можем его заставлять, провоцировать, уговаривать, но не сопровождать.

Третий этап — это масштабирование. Когда мы находим, что ребёнку интересно, мы должны «масштабировать» его достижения, то есть указать следующие шаги, которые позволят расширить зону применения полученных результатов. Это касается движения в сторону выбора профессии, в сторону выбора будущего образования. Тьютор, наблюдая за ребёнком во время разных проб, обращает внимание, какой интерес у него возникает чаще других, к чему его всё время тянет. И он может посоветовать, куда идти дальше, чтобы развивать этот интерес. Мы придаём масштаб увлечению.

Тьютор со своими подопечными.

Источник: wiki

Некоторые дети постоянно меняют свои увлечения, им очень быстро всё надоедает. Что делать с бесконечным выбором?

— Когда ты всё время выбираешь, это лучше назвать хорошим русским словом «перебор». За выбор ты несёшь ответственность.

Когда я работала в Томске директором школы, у нас был день свободного расписания. Ребёнок мог выбрать уроки на этот день. Обычно выбирали то, «куда подруга пошла», что родители посоветовали. А потом начинали канючить, что им неинтересно. Но четверть они должны были ходить на те уроки, которые выбрали. Раз в четверть мы проводили «Юрьев день», когда можно было выбрать другие уроки.

Вот вы создали образовательную среду, помогли с навигацией, а дальше должна быть ответственность за выбор. Именно это сложно отследить родителям. Если родители жёсткие, им трудно допустить выбор. Если слишком мягкие, им сложно сказать «нет», сложно показать эту ответственность.

В «Снежной королеве» разбойница высказывает отличную мысль: если вы не говорите ребёнку «нет», это лучший способ вырастить разбойника.

Тьютор с этим работает. Хоть мы и говорим, что работаем с выбором, на самом деле мы работаем с зоной отказа: каждый твой выбор — это отказ от чего-то. От чего ты готов отказаться? Что ты готов минимизировать?

Когда человек этого не понимает, он в десятом классе хочет виллу во Франции и жену-красавицу, но не представляет даже, чем надо пожертвовать для этого.

С кем сейчас, в основном, работают тьюторы?

— Каждый человек имеет право на свою предельно личностную судьбу. Это не значит, что мы растим индивидуалистов, которые идут по головам ради своих целей. Нет, человек всё равно работает в коллективе, в группе, но он при этом понимает про себя. Это культура заботы о себе: осознание, какие у тебя преимущества, что тебе трудно, хочешь ли ты какие-то дефициты свои восполнить, поучившись чему-либо.

У тьюторства в России сейчас два фокуса развития: инклюзивное образование и работа с одарёнными детьми. Получается, что, если даже мы не созрели до мысли, что все люди — разные, мы не можем этого не замечать хотя бы в этих двух сферах.

При работе с детьми с ОВЗ тьютор не выполняет роль помощника учителя. Его задача — не научить писать и считать, а создать условия для того, чтобы ребёнок, исходя из имеющихся у него возможностей, смог достичь в своём образовании максимума.

Что касается работы с одарёнными детьми, то, с точки зрения тьютора, рано замеченная одарённость играет против возможностей ребёнка.

Представьте: ребёнку три года, он ещё не понимает, чего он хочет, но у него, например, выворотность ног. Родители сразу отдают его в балетную школу, и он видит теперь только станок. А он бы, может, с удовольствием интересовался муравьями или чем-то ещё.

Выбор — это всегда отказ от одних возможностей в пользу других. Ребёнок не выбирает сам в три года стать музыкантом или балериной.

Источник: Олег Макаров, 1970

Мы сейчас разрабатываем такие технологии, которые называются «дублирующие индивидуальные программы для одарённых детей». Чтобы жизнь человека была более устойчива, у него должно быть право и возможность выбора.

Возможно ли построение индивидуального образовательного пути в условиях, когда ребёнок ходит в обычную школу, где никто ни о каком тьюторском подходе и не слышал?

— Что делать человеку, который узнал, что можно не только ездить на поезде, но и летать на самолёте? Ему надо найти лётчика и аэропорт. Точно так же и здесь: если ребёнок ходит в массовую школу, где ничего о тьюторстве не знают, то либо родители должны хоть что-то понимать про то, как строить индивидуальную образовательную программу, или нужно постараться найти школу, где есть тьюторы. Такие школы существуют, и не только в Москве. В нашей Ассоциации тьюторов представлено 40 региональных групп, из них 10 — это очень продвинутые центры. Вы можете посмотреть на сайте, где найти тьюторов в вашем регионе.

Есть тьюторы как индивидуальные предприниматели. Они заканчивают магистратуру по тьюторству и работают в свободном образовательном пространстве.

А можно тьюторскую компетенцию приобретать. Это как с профессией психолога: можно учиться на психолога, а можно учителю пройти курсы повышения квалификации по психологии и применять эти знания в педагогической практике — ты будешь глубже понимать ребёнка. Так же и тьютор. Можно отдельно учиться, а можно пройти курсы и использовать тьюторские навыки в рамках своей профессиональной деятельности.

Пройти курсы может даже родитель. Конечно, есть граница, точно так же, как с медициной: может ли приобрести какую-то медицинскую компетентность мама? Наверное, может. Может научиться уколы ставить, даже диагностировать что-то. Но есть её личное отношение к ребёнку, которое не даёт быть объективным.

Я могу быть тьютором по отношению к своему ребёнку. Но в какой-то момент, когда ребёнок хочет того, что ты подсознательно не хочешь, очень сложно отказаться от позиции мамы и работать как профессионал.

Профессиональная позиция тьютора заключается в том, что я уважаю интересы того, с кем работаю, и моя задача — создать среду, чтобы эти интересы «поймать» и сопровождать.

А вот как раньше было без тьюторов?

— Было стихийно. Кому-то повезло, кто-то прочитал интересную книжку, кто-то на лекцию попал, а потом выбрал себе любимое дело. А кому не повезло — так и шли по жизни, как складывались обстоятельства.

У нас никогда не было такой профессии, хотя прецеденты яркие были. Поэт Жуковский был тьютором Александра I. Он не истории учил, он наследникам рассказывал об общем положении вещей, помогал им сориентироваться в огромном объёме знаний. В Царскосельском Лицее были гувернёры, были учителя, а были дядьки. Это прообраз российских тьюторов.

Но никогда профессии «тьютор» в России не было. Если во многих странах общество решает, какая цель у образования (в США, например, эту цель каждый штат определяет по-своему), то у нас всегда это была государственная политика. От государства задавались цели — будь то создание горнозаводских училищ Петром I или Смольного института Екатериной II. У человека никогда не было культуры такой индивидуальной траектории. А сейчас мы её развиваем. И вот официально профессия тьютора в России появилась в 2008 году, теперь мы хотим окончательно завоевать ей место в умах и сердцах, чтобы она не зависела от политических и прочих обстоятельств.

Узнать больше о работе тьютора и получить практические советы от Татьяны Ковалёвой можно будет 13 июля на встрече Клуба экспертов образования в Москве.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
12 июля 2016, 12:45

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--