Какую педагогическую ориентацию предпочитаете?
ТЕКСТ: НИКИТА Брозан

Какую педагогическую ориентацию предпочитаете?

Небольшое введение в две (хоть и условные, но смыслообразующие) дидактические концепции, знакомство с их историей и основными технологиями.
Новые взгляды на образование и воспитание человека рождаются не сами по себе. Их развитие зависит от духа времени и рыночных установок. Дидактика как раздел педагогики, отвечающий на вопрос «чему и как учить», так или иначе отвечает на вопрос «какие люди нужны современному обществу».

Как и любая теоретическая дисциплина, дидактика за сотни лет своего официального существования собрала внушительное количество возможных образовательных подходов, методов, технологий — от традиционных до маргинальных. Любой непосвящённый от слов «драмогерменевтика», «фреймовые модели», «процессуальный компонент», «социоконструкция» мгновенно проникнется масштабом проблем, зажмурит глаза и оставит профессионалам разбираться во всём этом многообразии.

На деле же можно грубо развести существующие педагогические ориентации по двум берегам. Многие подходы имеют немало общего и повиснут где-то в воздухе между этими двумя берегами, но их фундамент обязательно будет находиться на каком-нибудь одном — слишком велики принципиальные различия между ними, слишком по-разному они отвечают на вопрос «какие люди нам нужны».

Итак, вот они, две ключевые образовательные парадигмы:
Предметно-ориентированная парадигма
Её цель — дать возможность объекту (ученику) приобрести знания и умения по конкретным предметам.
Личностно-ориентированнная парадигма
Здесь ученик — это полноценный субъект учебно-познавательной деятельности, способный самостоятельно поставить себе цели.
Давайте познакомимся с каждой из них поближе.

Технологии предметно-ориентированной парадигмы

Прекрасный пример — традиционная школа. Девять из десяти учеников кричат в один голос: что нам делать с этими формулами?
Предметно-ориентированность полностью соответствует веку узких умений. Её цель — приобрести знания и умения по конкретным предметам. Вот инструкция, которую нужно выучить, а вот специальность, где должно произойти применение полученных знаний.

Но даже такая простая формула остаётся идеальным взглядом на проблему. Чаще ориентация на конкретное применение полученных знаний включает в себя круг неочевидных задач, которые нужно уметь решать. Но, чтобы это было возможно, кроме знаний требуется ещё и понимание. Если ученику этого не удается по воле личностного чуда, предметно-ориентированный алгоритм становится невыносимо скучным и дееспособным лишь отчасти.

Прекрасный пример — традиционная школа. Девять из десяти учеников кричат в один голос: что нам делать с этими формулами?

Другое место, где подобная стратегия работает с большей эффективностью — это корпоративные тренинги. Но мы рассматриваем постановку проблем технологий с точки зрения больших смыслов, поскольку там гораздо интересней.
ПРИМЕР 1
Технология полного усвоения
Технология была разработана психологами Дж. Блоком и Л. Андерсоном ещё в середине прошлого века. В её дидактической основе лежат идеи, которые были высказаны Бенджамином Блумом, сегодня известным благодаря одноимённой «таксономии Блума».

Психологи считали, что неограниченная во времени организация обучения позволит каждому ученику полностью усвоить учебный материал.

Данная гуманистическая установка всё-таки была размыта требованиями к содержанию учебных материалов. Так, психологи предлагали разбивать учебное содержание на отдельные единицы, блоки, модули. Их особенность заключается в том, что такие единицы закончены по смыслу и малы по объему. Психологически это бы значило, что расстояние между стимулом и реакцией должно быть максимально малым. Эклектическое вживление физиологических метафор, как показывает современная нейронаука, лишь усложняет проблему формирования умственных способностей.
ПРИМЕР 2
Технология проблемно-модульного обучения
Компетентность = Мобильность знания + Гибкость метода + Критичность мышления
Технология была описана М.А. Чошановым в одной из его работ. Он основывался на известных теориях, которые активно применялись в педагогике, но его дидактическая система получилась функционально целостной. Чошанов вывел формулу компетентности, которая выглядит так:

Компетентность = Мобильность знания + Гибкость метода + Критичность мышления
Технология сконструирована из трех принципов:

1. Принцип системного квантования. Сжатие, систематизация знания с использованием инженерии знаний. Например, содержательное обобщение В. В. Давыдова или инженерия знаний Д. А. Поспелова;

2. Принцип модульности. Модуль — это функциональный узел, где технология обучения и её содержание объединены в целостную систему. Структура модуля предполагает различные варианты обучения.

3. Принцип проблемности. Дидактические методы для становления критического мышления учащихся, которое достигается созданием ситуаций на поиск ошибок.

Всё зависит от степени готовности и мотивации ученика, а учитель занимается выстраиванием собственных дидактических сценариев. Здесь мы снова видим гуманистические черты, но ученик по-прежнему остаётся объектом, а не субъектом собственной учебной деятельности.
Мы рассмотрели два интересных примера. Попробуем определить общие черты предметно-ориентированных технологий образования:
1
Предварительное целеполагание;
2
Законченные по смыслу единицы содержания;
3
Обязательность учебной программы;
4
Эталонные результаты;
5
Тестирование на всех этапах.
Если рассуждать с психологической точки зрения, то такой стиль управления образовательным процессом можно называть авторитарно-репрессивным. Учитель относится к ученику как к объекту педагогического воздействия. Учитель более анонимен, а ученик имеет мало интеллектуальной свободы.

Технологии личностно-ориентированной парадигмы

Такие технологии интерпретируются в мировой практике очень широко, но мы используем теоретические выдержки Л. С. Выготского, чтобы внести определённую ясность.
1
Воспитательный процесс должен быть основан на личной деятельности ученика, а воспитатель должен уметь искусно направлять такую деятельность;
2
Основная база педагогической работы — это личный опыт воспитанника;
3
Учитель может использовать специальную среду для влияния на ученика, если он бессилен влиять на него непосредственно;
4
Собственный опыт ученика определяется средой, а учитель занимается ее организацией и регуляцией.
Теперь нельзя уже утверждать, как это делал Джон Локк, будто все люди рождаются с одинаковыми способностями и все зависит только от одного воспитания. Ни один ребенок не тождественен с другим, так как он уникален. Каждый одарён различными способностями, в различных степенях, притом даже одна и та же способность у одного проявляется в одном возрасте, а у другого — в другом. У каждого свое стремление к развитию.

Вахтеров Василий Порфирьевич
российский педагог и учёный
ПРИМЕР 2
Технологии обучения в школе С. Френе
Школа Селестена Френе, 30-е гг. XX века
Французская школа менялась в 20-30 годах в основном благодаря этому учёному. Он много экспериментировал и получил большую известность во всем мире. Взгляды Френе основывались на глубоком убеждении в том, что обучение ребенка в школе для подготовки его к взрослой жизни — это ошибка. Детство — не репетиция перед «настоящей жизнью», а самостоятельный период развития личности.

Французский исследователь реализовал модель трудовой школы. В его школе ученик и учитель становились действительно близкими людьми. Целое педагогическое направление характеризует его подходы, а в СССР некоторые идеи этого направления были реализованы в педагогике сотрудничества.

Основные черты преподавания в школе С. Френе:
1
Разновозрастные группы детей от 7 до 14 лет;
2
Любое занятие начинается с обсуждения текста для определения интересных вопросов;
3
Задания создаются с учётом возможностей каждого;
4
Старшие занимаются самостоятельно в то время, как учитель работает с младшими;
5
Дискуссии перетекают в эксперименты;
6
Работа отдельного ученика организована в рамках деятельности всего коллектива.
Педагоги этой школы считали, что экспериментальный опыт учеников гораздо ценней, чем простое наблюдение за демонстрациями учителя. Мышление формируется в деятельности, и чем активней ученик применяет свой опыт, тем быстрее он развивается. Про развивающее обучение можно узнать больше в работах отечественных исследователей Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова.
ПРИМЕР 1
Технология коллективной мыследеятельности
Цель обучения — научиться деятельности.
Структура мыследеятельности исследовалась методологами под руководством Щедровицкого Г. П. в 60-х годах XX века. Технология подразумевает непрерывный процесс управления развитием способностей и потребностей у обучаемых. Технология состоит из системы модулей, которые представляют собой комплекс проблемных ситуаций. Модули дозируют процесс, что делает обучение непрерывным. Ученик занимается усвоением предмета с целью развития мышления и своих учебных потребностей. Управление данным процессом — основная особенность технологии. Педагог и ученик совместно определяют цели и содержание обучения, стимулируют познавательный интерес. Цель обучения — научиться деятельности.

Система проблемных ситуаций в себя включает:
1
Ввод в проблему;
2
Работа в творческих микрогруппах;
3
Вынос обсуждаемой проблемы;
4
Выход на новые проблемы.
Большое внимание уделялось рефлексивным способностям, то есть осознанию собственных действий. Если ученик осознает собственную и коллективную мыследеятельность, то эффективность обучения возрастает многократно. Ему становится понятно, что привело его к активности в познавательной деятельности. Именно понимание метода является важным социокультурным результатом, который позволяет заниматься строительством учебной деятельности.
В личностно-ориентированных технологиях обучения ученик может сам заниматься созданием своих знаний — индивидуально или в коллективе. Вторая особенность заключается в том, что ученик — это полноценный субъект учебно-познавательной деятельности. Целостность такого процесса не может быть обеспечена без двух важнейших компонентов — целеполагания и рефлексии.
Предложу свое видение проектирования в образовании. Оно должно быть не самоцелью, а средством пробуждения творческих (сущностных) сил ученика, его энтелехии. Оно должно пробудить у них чувство, что они ещё не то, чем они могли бы (у Гегеля и Маркса — должны) стать; пробудить у них желание и волю к самоопределению, к поиску себя. Наконец, оно должно обеспечить степени свободы для такого самоопределения

Зинченко Владимир Петрович
советский и российский психолог
ГЛАВНЫЙ ВОПРОС

Образование — это мука заучивания или способность понимать предмет?

Это суровая необходимость или живой интерес? Это для того, чтобы на работу взяли или для чувственного проживания любых знаний?
Мы строим фантастические транспортные средства, а наши компьютеры уже давно обошли нас в математических способностях, но мы до сих пор не воспринимаем серьёзно вопрос о душе или сознании. Роботизация рынка наступает на пятки рабочих профессий и рано или поздно машины вытеснят с рынка труда многих людей. С машинами просто, а с людьми нет. Возникнет необходимость мыслить творчески и это — чисто человеческая прерогатива.

Педагогический гуманизм состоит в том, чтобы предоставить детям возможность самим выбирать, чем и когда им заниматься, принимая участие в исследовании мира соответственно познавательным запросам каждого. Педагог здесь остаётся в качестве помощника, подсказывающего направления для исследовательского поиска и очерчивающего зону ближайшего развития.
Никита Брозан
Вырос в провинции, но был воспитан Петербургом. После окончания инженерно-экономического факультета в СПбПУ пришёл в когнитивную науку.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
23 июня 2016, 17:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--