Visible Thinking: как создать класс, где думают все

Одна из инициатив Гарвадского образовательного проекта Project Zero исследует возможные методы развития мышления у детей. 

Время чтения: 6 минут
Visible Thinking: как создать класс, где думают все

Очень часто люди мыслят поверхностно — причём не столько потому, что у нас нет способности заглянуть вглубь, а потому, что мы не замечаем возможности это сделать или недостаточно вовлечены в проблему. Это одинаково касается и взрослых, и детей. Такую способность к глубоким размышлениям вполне можно воспитать.

Хамелеон — символ проекта Project Zero.

 

Project Zero — это исследовательская группа энтузиастов Гарвардского университета и сторонних организаций, существующая с 1967 года. Project Zero занимается проведением научных исследований, посвящённых проблемам обучения, мышления, образования и творчества. За эти годы проведены десятки масштабных исследований и запущено множество проектов, результаты которых помогают и работникам образования, и бизнес-сообществам выстроить процесс обучения более эффективно и современно.

...что нам хочется увидеть в своих подопечных — так это не закрытость, а открытость; не скуку, а любознательность; не слепую доверчивость и не упрямый цинизм, а взвешенный скептицизм; желание понять суть вещей, а не просто принятие фактов.

Источник: Википедия

Желание понять суть вещей, а не просто принять факты — вот что отличает мыслителя от обывателя.

Интересен проект под названием Visible Thinking (Видимое мышление) — прежде всего тем, что на отдельном сайте проекта даны подробные рекомендации именно для учителей касательно того, как создать атмосферу размышления и дискуссии в классе. Все эти рекомендации были многократно протестированы в реальных школах и классах, поэтому результат гарантируется как в хорошей точке техобслуживания.

Один из важнейших постулатов этого проекта состоит в том, что совсем недостаточно обучить навыкам и умениям. Истинный процесс мышления включает в себя три основных составляющих: умение, отношение и готовность поделиться. Дело в том, что процесс мышления постоянно остаётся где-то за кулисами, находится под капотом, доступ к которому закрыт зачастую даже для владельца. Мысль невидима. Обычно мы сталкиваемся с результатом мыслительного процесса, но сам процесс происходит за семью печатями.

Концепция «видимого мышления» делает образ мыслящего класса конкретным. В любой момент вы можете спросить себя: «Видна ли здесь мысль? Дают ли ученики друг другу объяснения? Возникают ли у учеников творческие идеи? Говорят ли они, и я, как учитель, вместе с ними на языке мысли? Проходят ли здесь мозговые штурмы, делающие возможным альтернативные интерпретации?..

Процесс мышления постоянно остаётся где-то за кулисами, находится под капотом, доступ к которому закрыт зачастую даже для владельца.

Источник: library.duke.edu

Концепция «видимого мышления» стремится приоткрыть завесу тайны над самыми важными действиями, которые производит наш мозг: над процессом понимания явления, рождения новой идеи, её обоснования и критического осмысления. Все эти действия нужно учиться производить коллективно и публично. Для чего? Для того, чтобы научиться учиться — и у себя, и у других.

Итак, что нужно, чтобы научить думать? Во-первых, сформированные привычки и ритуалы. Во-вторых, теоретическая подкованность в вопросах этики и познания. В-третьих, располагающая к свободному мышлению атмосфера в школе. Второй и третий пункт предполагают постоянную работу — над формированием идеалов честности, открытости, творческого переосмысления на уровне всей школы. А вот в первый пункт входит вполне конкретная деятельность учителя на своих уроках. На нём и остановимся.


Привычки и ритуалы

Короткое видео о ритуалах мышления

Источник: Официальный YouTube-канал Project Zero

Под ритуалом здесь понимается любое периодически повторяющееся действие в учебном процессе. Это может быть задаваемый вопрос или форма домашнего задания. Приведём здесь ключевые ритуалы, которые помогают пригласить детей к размышлению. Неважно, какой урок сейчас ведётся — история Первой мировой, обсуждение стихотворения, решения квадратных уравнений или экскурс в принципы демократии — такие маленькие «удочки» пригодятся учителю любого предмета.

Почему ты так говоришь/думаешь/считаешь? Простой вопрос, который почти всегда заводит в тупик и вызывает сосредоточенную нахмуренность. А если задавать этот вопрос на каждом уроке, постепенно дети привыкнут давать обоснования своему ответу ещё до того, как он прозвучал.

Думай-спрашивай-исследуй. Этот ритуал необходим при открытии каждой новой темы. Назвали тему — дали пять минут на размышления о том, что каждому уже известно о предмете разговора, и на записывание возможных вопросов. После этого можно предоставить время на самостоятельный поиск информации о новой теме в группах, а потом устроить совместную презентацию темы, разбив её по блокам. Главное при этом — не бояться, что ученики всё делают сами. Задача учителя — сделать так, чтобы работала голова учеников, а не вкладывать уже готовый материал им в тетрадки.

Свои мысли и идеи можно оформить и в графическом виде.

Источник: Flickr

Подумай и расскажи соседу. Небольшая вариация техники, о которой рассказано выше, где каждому ученику предлагается изучить тему, а затем разбиться по парам и рассказать всё, что ему известно по этой теме, своему собеседнику. Здесь работают законы более интимного общения, поэтому в процесс вовлекаются дети, не любящие публичных выступлений или пока не находящие себя в командной работе.

Круговорот точек зрения. Ролевая игра–мозговой штурм. Полезно запустить такую деятельность как при открытии новой темы, так и в качестве её закрытия. Ученикам раздаются характерные роли, от лица которых они и должны высказаться по теме. Самые очевидные роли для предметов социогуманитарного цикла — «Консерватор», «Инноватор», «Делец», «Пассивный потребитель», «Анархист». Такой обмен мнениями позволит взглянуть на предмет с разных точек зрения и на пару минут представить себя в шкуре другого человека, научиться принимать чужое мировоззрение.

Раньше я думал, что... Это письменная техника, необходимая для самостоятельной работы при закреплении темы или после группового обсуждения. Всё, что нужно — это попросить каждого записать, как изменились его представления после узнанного в классе. И будьте готовы к вопросу: «А что делать, если они никак не изменились?». Ваша цель — научить извлекать пользу из любых знаний, из любой беседы и обмена мнениями. Дайте детям понять, что по-настоящему мыслящий человек извлекает новую информацию даже из того, что он уже знает.

 
Ян Амос Коменский
великий педагог

Так как мы воспитываем людей, а не попугаев, то они должны быть постоянно руководимы ясным светом ума.

Работающий ум (это условное понятие, которое включает в себя и врождённые способности, и социально взращиваемые умения, и характерную черту, необходимую для мыслительной деятельности) то и дело задаёт себе вопросы: На что это похоже? Знакомо ли мне это? Если незнакомо, как это работает? Как мне это узнать? Маленькие дети задают себе такие вопросы постоянно о простых предметах и явлениях окружающей действительности — тех, с которыми они могут вступить в контакт. В школьном возрасте, в период, когда дети начинают оперировать абстрактными понятиями, важно продолжать давать детям возможность задавать эти вопросы обо всём на свете. Поначалу эти вопросы задаёт учитель, а потом это входит в привычку.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
14 мая 2015, 12:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--