Зачем физикам лирика: как возвращается искусство в школы

Искусство – не «башня из слоновой кости», а мощный образовательный инструмент. Похоже, педагогическая общественность снова открыла в начале XXI века эту позабытую истину.

Время чтения: 7 минут
Зачем физикам лирика: как возвращается искусство в школы

Теперь учителя разных стран ищут способы сделать художественную практику эффективной частью учебного процесса.

К началу 2000-х в системах общего образования Европы, США и России сложилась одинаковая ситуация: непосредственные занятия искусством оказались выведены за пределы обязательных дисциплин. К искусству укоренилось отношение как к узкой профессиональной деятельности. Если ребёнок собирается стать художником – ему нужны уроки рисования, а если не собирается, то лучше потратить время на более практичные с точки зрения взрослых упражнения.

Возникает парадокс: дело в том, что способность воспринимать искусство развивается, когда у человека есть личный опыт художественного творчества. А если большая часть населения не имеет такого опыта в сознательном возрасте, то для кого же творит свои произведения та меньшая часть, закончившая художественные училища, консерватории и другие профессиональные заведения? Вытеснение искусства из общего образования приводит к тому, что огромный опыт человечества, который так вдохновенно приумножают и транслируют художники, оказывается не у дел.

Источник изображения: www.edutopia.org

Что не может дать математика

Надо полагать, одни лишь проблемы невостребованных художников не были бы причиной пересмотра образовательных систем. Более веская причина – поиск ответов на вопрос: как сделать образование эффективным?

Американские педагоги обратили внимание, что в школах экономически успешных азиатских стран, таких как Китай и Япония, ученики обязательно практикуются в различных видах искусств. Музыка, живопись, каллиграфия, пение включены в основную программу школы, дети в обязательном порядке занимаются художественными практиками до 15-18 лет. При этом развита система дополнительного художественного образования со свойственной восточной культуре приверженностью традиционным методикам. И всё это – не в ущерб техническим и естественнонаучным дисциплинам, о чем свидетельствует рост экономики. Может, искусство в школе – это не пустая трата времени для будущих инженеров и ученых?

Многочисленные исследования психологов и педагогов говорят о том, что занятия изящными искусствами – не менее эффективный способ научиться думать, чем, например, решение математических задач. Любая художественная практика сочетает в себе и развитие образного мышления, и выработку конкретных сложных навыков – физических и умственных.

Представьте себе музыканта, играющего в оркестре. Только подумайте, сколько операций он совершает, слушая коллег, читая ноты, следя за руками дирижера и ведя свою музыкальную линию!

Источник изображения: www.edutopia.org

«Оторванность» искусства от реальной жизни – миф, который разрушается сразу, как только сам попытаешься что-то сотворить. Искусство требует знания материала, необыкновенной наблюдательности, эрудиции в далеких от него сферах.

Занятия искусством для маленького ребенка – первый и естественный способ реализовать творческий потенциал, поверить в свою способность творить. В старших классах искусство может решать очень сложные задачи - социализации, коммуникации, самовыражения. Ни один вид деятельности не требует такого личного эмоционального вовлечения, как искусство. Добавим к этому дисциплину и наблюдательность, которые взращиваются в юных музыкантах, танцорах и живописцах, и педагогический эффект от занятий искусством налицо.

STEAM or… not to steam?

Казалось бы, есть все предпосылки для того, чтобы сделать преподавание искусства обязательной частью школьной программы. Как показывает практика американской образовательной системы, самое сложное – понять, в каких отношениях эта часть должна быть с остальными.

STEAM – это аббревиатура (science, technology, engineering, art and mathematics), возникшая в американской педагогике в противовес государственной образовательной политике, которая поддерживала развитие технических дисциплин для создания конкурентоспособной экономики. Многие общественные деятели заявили о том, что блока STEM (science, technology, engineering, mathematics) недостаточно для развития людей, способных поднять экономику. Без творческой составляющей – искусства – человек не способен создать что-то новое. Поэтому в аббревиатуру вписали еще компонент – Art.

Среди поддерживающих идею STEAM-образования – знаменитый режиссер Джордж Лукас. Он организовал фонд – площадку для обмена опытом педагогов, которые стремятся соединить искусство и преподавание технических дисциплин.

Источник изображения: www.medium.com

Апологеты STEAM-образования говорят о том, что главное – не столько содержание образования, сколько процесс соединения и совместной работы его компонентов. В идеале предлагается использовать средства искусства для усвоения контента точных наук. Поиск точек соединения дает самые неожиданные результаты: создание фотосерий в рамках изучения математических тем, сопоставление словесных и живописных портретов при изучении иностранного языка, соединение музыки и программирования.

Основной метод обучения, который используется для интеграции художественного творчества в систему STEAM-образования – проектный. Для решения реальных задач (например, создания проекта моста) привлекаются ресурсы педагогов разных предметов (например, преподавателей дизайна).

Другой вариант сосуществования искусства и точных наук – использование художественной практики в качестве средства познания. С таким подходом рисование человека с натуры – хороший способ дополнить занятия по анатомии.

Когда речь идет о STEAM, зачастую под словом «искусство» понимаются любые способы работы с информацией, выходящие за пределы традиционных научных. Например, ведение литературного дневника наблюдений за природными явлениями или использование мультимедийных инструментов для создания образных презентаций.

Источник изображения: pixabay.com

Критики отмечают, что компонент искусства в большинстве случаев обогащает инструментарий преподавателя, делает процесс обучения более эмоциональным и помогает «оживить» связи в сообществе учеников и учителей. Но при этом встает закономерный вопрос: разве художественное творчество, включенное в систему общего образования, не может существовать без обязательств перед другими дисциплинами?

Учитель информатики Крис Бейкер, колумнист портала "Teaching, Learning & Education", пишет в своей авторской колонке, что включение искусства в блок технических наук зачастую воспринимается как попытка сделать съедобное блюдо из ингредиентов, смешивать которые нет никакой необходимости. Дело не в том, что они не могут сосуществовать в одной образовательной программе. Дело в том, что не нужно придумывать искусственные пути их соединения.

По своей природе занятия искусством и наукой уже имеют нечто общее, а именно – стремление к результату, который работает. Создание любого произведения искусства – это процесс итерации, повторения действий с учетом опыта предыдущей удачи или ошибки, пока результат не окажется таким, какой соответствует поставленным целям. Создание произведения искусства – это проект. Занимаясь искусством, человек учится работать на результат, и это умение само по себе ценно для успехов в основном образовании.

Как бы то ни было, даже сам поиск методов работы с искусством в современном образовании – словно открытие выхода в другое измерение, в котором знания не делятся на полезную науку и бесполезное искусство.

Источники: edweek.orgart-inschool.ru, edutopia.org, medium.com  

 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
2 февраля 2015, 16:30

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--