Евгений Смирнов

Зачем нужна геймификация образования?

Можно ли использовать в образовании современные игровые технологии? И зачем?

Время чтения: 6 минут
Зачем нужна геймификация образования?

Последние десятилетия ознаменовались чрезвычайно бурным развитием техники и компьютерных сетей. За 20 лет Интернет из «места для тусовки гиков» превратился с инструмент, используемый во всех сферах жизни. Где-то эти изменения прижились очень быстро (например, в сфере журналистики), а где-то в силу консервативности до сих пор прививаются. И одной такой консервативной сферой является образовательная.

Если вдуматься, то современной образовательной методике уже несколько тысяч лет. Да, меняются формы, вместо восковых дощечек мы теперь используем электронные и/или маркерные доски. Но суть остаётся той же самой: есть человек–источник информации, называемый учителем (преподавателем и пр.), есть приёмники информации (дети, ученики, школьники и пр.). Меняются слагаемые и формы, но суть остаётся одинаковой. Даже если мы «разнесём» по разным местами учителя и учеников и соединим их при помощи Интернета, — всё равно схема не изменится.

Технологии дают нам возможность упростить образовательный процесс. Но они не могут его заменить.

Некоторое время назад популярность стала приобретать форма обучения с помощью «тьюторов»: в отличие от учителя тьютор не передаёт знания, а лишь объясняет учащемуся, как он эти знания может получить и какие дополнительные знания к выбранным учеником могут быть полезны в дальнейшем. Иными словами, тьютор помогает из того множества вариантов того, что можно изучить, выбрать наилучшие (он бы очень не помешал Гермионе Грейнджер, героине романа Дж. Роулинг «Гарри Поттер», которая из-за своего интереса ко всем предметам долго не могла выбрать интересующие её, из-за чего чуть и не свихнулась). Сама по себе такая форма обучения также не нова, она была изобретена в XIV веке в классических английских университетах (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%BE%D1%80). 

У этой формы есть ряд преимуществ перед классической, например, практическая направленность обучения (вместо исключительно теоретической). Однако заменить учителей тьюторами не получится хотя бы из-за того, что нет достаточного количества людей, которые могли бы направить ребёнка по заданному пути, да и нет достаточного количества материалов, которые бы дети могли усвоить. К тому же уровень тьютора должен быть намного и уровня ученика, и уровня учителя, в противном случае его советы не будут восприниматься соответствующе.

В любом случае, оба пути не подойдут для массового образования. Хороших учителей, как и любых других хороших специалистов, немного. Частично проблему могли бы решить MOOC’и — массовые дистанционные курсы, однако всё равно остаётся одна из проблем: мотивация.

Игровая составляющая

Источник: ign.com 

Даже обычные игры зачастую приносят пользу. Например, фанаты игры Civilization без проблем назовут минимум на 5-10 городов практически каждой цивилизации, начиная с Древнего Египта и Шумера и заканчивая Соединёнными Штатами и другими «новыми» странами. При этом с очень большой вероятностью геймеры смогут показать эти страны и на карте, а также назвать как минимум 1-2 великих лидеров соответствующих народов, включая даже биографию (спасибо Цивилопедии и гениальному Сиду Майеру).

Навыки логического мышления позволяют развить и другие игры. Одной из культовых игр современности, StarCraft, в некоторых университетах мира даже посвятили отдельные курсы, на которых изучают особенности стратегии игры за разные расы.

Источник: gamer.ru

В StarCraft исконно присутствуют три расы: терране (люди), зерги (насекомоподобная раса с коллективным разумом) и протоссы (технически и психологически развитая раса). При этом соблюдается баланс: в среднем, терране выигрывают против зергов, протоссы выигрывают против терран, а зерги выигрывают против протоссов. Этот баланс стал поистине уникальным среди множества стратегических игр.

При этом игра является не просто «войнушкой»: для победы необходимо также умения мыслить стратегически, организовывать собственную экономику, которая различается в зависимости от выбранной тактики конкретной игры, быстро реагировать на изменения в стане противников.

Огромный потенциал таких игр давно уже был замечен зарубежом. И ряд школ и колледжей, выбрав несколько таких игр, внедрили их в свои учебные программы (http://gamerant.com/portal-2-starcraft-2-educational-tools-dyce-37719/). Плюсы этих решений очевидны: мотивация изучать такие предметы со стороны учеников колоссальна, домашние задания становятся не просто сделанными, а сделанными идеально, при этом школьники получают как социальные навыки (умение работать в группе, умение договариваться, умение коммуницировать удалённо), так и образовательные: развитие логического мышления, развитие стратегического мышления, умение анализировать информацию, навыки поиска информации (найти хорошую стратегию в Интернете).

С другой стороны есть и специальные образовательные приложения. Отличный пример — приложение DragonBox Algebra, посвящённое дробям, равенствам и решению уравнений.

Читайте наш обзор приложения DragonBox Algebra: что это такое, как оно появилось и как его можно начать использовать прямо сейчас в обучении детей. 

Известно, что современные школьники с трудом понимают концепцию неизвестного в уравнениях и зачастую даже к 11-ому классу получают исключительно навык «решения задачи по алгоритму» взамест понимания. С помощью DragonBox Algebra буквально за считанные часы дети осваивают то, на что в школе уходят месяцы. Приведу цитату из журнала Forbes:

What’s even more impressive, “of those students who played at least 1.5 hours, 92.9% achieved mastery. Of those students who played at least 1 hour, 83.8% achieved mastery. Of those students who played at least 45 minutes, 73.4% achieved mastery.”

Why didn’t this exist when I was a kid? I hated algebra. I was terrified of variables. I avoided it at all costs. Now, I find myself playing DragonBox for fun.

Ещё больше впечатляет то, что «из тех учеников, которые играли минимум 1.5 часа, 92.9% выучили тему. Из учеников, которые играли минимум 1 час — 83.6%. А из тех, кто играл не менее 45 минут — 73.4%».

Почему этого всего не существовало, когда я был ребёнком? Я ненавидел алгебру. Я был в ужасе от неизвестных. Я избегал их любой ценой. Сейчас же я с удовольствием играю в DragonBox просто для развлечения.

Что делать

К сожалению, такие замечательные инструменты есть не на все случаи жизни. Но даже небольшое разнообразие в школьной жизни даст детям возможность окунуться в мир интересного и прекрасного. И повысить на какое-то время мотивацию слушать даже обычные скучные уроки. Но самое важное понимание, которое дают такие приложения, — это подход. Подход, который необходимо менять. Обучение — это игра, для которой необходимо сформулировать простые и понятные цели, правила и, конечно, достижения, вкупе с их применением в реальной жизни. Надеюсь, что когда-нибудь школа будет восприниматься как большая многопользовательская оффлайн/онлайн-игра.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
12 мая 2014, 13:54

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--