Сбудутся ли мечты Цукерберга о светлом будущем?

Марк Цукерберг любит технологии, интернет и детей. Поэтому и готов отдать почти всё заработанное во имя их будущего. Давайте посмотрим, сколькими ногами мы уже в будущем.

Время чтения: 8 минут
Сбудутся ли мечты Цукерберга о светлом будущем?

Марк Цукерберг с супругой Присциллой неравнодушны к образованию и видят в нём именно то, что в нём и нужно видеть — ключ к будущему человечества.

После рождения дочери в декабре этого года молодые родители опубликовали трогательное письмо, обращённое не только и не столько к своему ребёнку, сколько ко всем людям планеты.

Все родители на Земле мечтают о том, чтобы их дети жили в лучшем мире.

И несмотря на то, что заголовки новостей пестрят проблемами, наш мир действительно становится лучше. Медицина идёт вперёд. Нищета потихоньку отступает. Знаний становится больше. Люди объединяются. Технологический прогресс, проникший во все сферы жизни, означает, что ты будешь жить в гораздо более прекраснос мире, чем мы сегодня.

Мы сделаем всё возможное, чтобы это случилось, и не только потому, что любим тебя, но и потому, что чувствуем свой нравственный долг перед всеми последующими поколениями.

Школа, 1516 г.

Источник: Википедия

Мыслями о том, что нам следует инвестировать свои ресурсы, силы и знания не в решение проблем настоящего, а в предотвращение проблем в будущем, и продиктовано решение отдать 99% акций (около 45 миллиардов долларов) компании Facebook фонду Chan Zuckerberg Initiative. На самом деле это не благотворительный фонд, как это подавалось в русскоязычных СМИ, а ООО, то есть организация, которая может заниматься инвестициями и получать прибыль. И инвестировать фонд Цукерберга собирается только в то, что соответствует его семейной и общечеловеческой миссии: развивать человеческий потенциал и предоставить равные возможности каждому человеку. Конечно, Марк, как человек, вся сознательная жизнь которого была посвящена веб-технологиям, видит спасение именно в них (и не совсем безосновательно, надо сказать):

Всеобщий доступ к интернету развернёт перед вами огромные возможности. Интернет — это не просто развлечения и социальные сети. Многим людям на планете интернет может в буквальном смысле спасти жизнь.

В интернете можно получить образование, если там, где ты живёшь, нет школы. В интернете можно получить информацию о том, как следить за здоровьем даже в плохих жизненных условиях. Интернет оказывает финансовые услуги даже там, где нет банков. Интернет даёт рабочие места, если экономика вашей страны не справляется с безработицей.

Интернет может вытащить сотни миллионов людей из нищеты. Поэтому мы хотим работать над новыми технологиями, которые сделают интернет более доступным. Мы будем искать возможности для сотрудничества с правительствами, некоммерческими фондами и частными компаниями.

Ректор гимназии с женой и детьми, 1643 г.

Источник: Википедия

Нас заинтересовал целый пассаж, посвящённый будущему образования. Марк неоднократно упоминал, что концепция персонализированного обучения во многом сформировала его философские взгляды, обращённые к мастерству воспитания растущего поколения. Давайте посмотрим, что он имеет в виду.

Наше поколение росло в школьных кабинетах, где нас учили одному и тому же в одинаковом темпе, вне зависимости от наших интересов и потребностей.

Ваше поколение должно ставить себе цели самостоятельно — станешь ли ты инженером, медиком, писателем или лидером. Ты будешь окружён технологиями, которые будут знать, изучение чего подойдёт тебе лучше всего. Ты будешь постигать интересные тебе дисциплины с невероятной скоростью, а в тех сферах, что даются тебе нелегко, будешь получать поддержку и помощь. Ты будешь изучать предметы, которых даже нет в программах нынешних школ. У твоих учителей будут под руками лучшие инструменты и данные, чтобы помочь тебе достигнуть своих целей.

Даже если поблизости от тебя нет хорошей школы, эти инструменты будут тебе доступны благодаря интернету. Конечно, одних веб-технологий недостаточно, чтобы дать каждому ребёнку достойный старт, но технологии персонализированного обучения совершенно точно дают возможность получить лучшее образование всем детям без исключения.

Мы начали создавать подобную технологию, и уже получаем многообещающие результаты. Наши ученики не просто лучше справляются с тестами и экзаменами, они получают ценные навыки и уверенность в том, что они смогут научиться всему, чему захотят.

Юный ученик и наставник, 1629-1630 гг. Рембрандт.

Источник: Википедия

Под упомянутыми скромными начинаниями имеется в виду поддержка Facebook некоммерческой организации Summit Public Schools. В ходе сотрудничества между технологическим гигантом и сетью калифорнийских школ создаётся бесплатное программное обеспечение как раз для построения персонализированных планов обучения. Сейчас пилотная версия программы апробируется энтузиастами ещё в 19 школах США.

И если с технологической стороной вопроса всё более-менее понятно: разработка платформы с личными кабинетами учителей и учеников и возможностью обмена опытом и проектами между всеми пользователями платформы, — то со стороны теоретической всё гораздо более туманно, чем кажется.

Что означает персонализированное обучение в педагогическом смысле? Одни видят в этой концепции некий антипод иерархичной централизованной системе образования, необходимой для массового обучения; то есть целую педагогическую систему, истоки которой находятся в гуманистической мысли Руссо, Песталоцци, Коменского, Ушинского… Другие — не более, чем набор различных педагогических техник, которые будут подбираться в зависимости от уровня подготовки, возраста, психологических особенностей ученика или группы учеников.

Если говорить о расплывчатом видении Цукерберга, оно скорее ближе к педагогической технологии, а не к системе. Адаптировать учебный материал под потребности и возможности каждого ученика — вот цель его платформы. Собственно, это то, что Цукерберг делал с новостной лентой Фейсбука, которая подстраивается под интересы пользователя.

Конечно, принципы гуманистической педагогики крайне сложно применить в широкой практике: есть проблема нехватки сильных учителей, переполненности классов, невозможности стандартизировать экзаменационный процесс без дегуманизации всего подхода в целом. Сами подумайте: если цель гуманистической педагогики — воспитание гармоничной личности, прекрасной в своих достоинствах и недостатках, как оценивать эффективность работы учителя и знания учеников в масштабах целой системы? Статистику из рекомендаций «Сидоров химию не знал, но очень старался» не получить, анализ не сделать, прогнозы не построить.

Сельская школа, прибл. 1665 г.

Источник: Википедия

Мечты о таком образовании, где к каждому ребёнку на планете относились бы одинаково уважительно, подчёркивая его сильные стороны и подтягивая слабые, воплощаются точечно, там, где набирается группа энтузиастов, где есть серьёзная вера в своё дело и хороший административный ресурс. Ну невозможно в масштабе системы сделать так, чтобы один учитель в заводском районе промышленного городка смог и отстающих подтянуть, и олимпиадников заметить и подготовить, и в походе на гитаре сыграть.

Поэтому, когда появились технологии дистанционного обучения, когда появились алгоритмы, позволяющие получить ученику мгновенный отклик от системы, когда появились рекомендательные алгоритмы — казалось, вот оно! Совсем скоро учителя смогут положиться на всеведущую систему, которая даст теоретические знания, а наставнику останется проводить практические занятия.

Пока что так не происходит по многим причинам. Во-первых, рекомендательные алгоритмы не учитывают и не могут смоделировать эффект случайного интереса: если вы читаете о Лейбнице, это вовсе не значит, что вы хотите знать только о нём, или только о великих математиках, или только о логике. Возможно, вас заинтересовала бы и в принципе жизнь великих людей. А вот любой коллектив людей этот эффект даёт сполна. Да, и интересы могут меняться с возрастом, об этом нельзя забывать.

Во-вторых, углубление в какую-либо область или сферу смежных областей даст нам в итоге поколение узких специалистов. А как же межпредметные связи?

В-третьих, изучение только интересных для тебя дисциплин может повлечь за собой привычку отступать при малейших трудностях. Собственно, когда говорят о так называемом «поколении Y», это и имеют в виду: современные дети не умеют трудиться, брать препятствие упорством.

И в-четвёртых, есть вопрос информационной безопасности: каким причудливым образом потенциальные злоумышленники могут использовать полученные данные от миллионов детей, можно только догадываться.

Так что пока Цукербергов педагогический остров-утопия выглядит не очень убедительно. Но технологии не стоят на месте: вот Илон Маск вложил миллиард доллров в исследования искусственного интеллекта, чтобы предотвратить возможные будущие злоупотребления. Кто знает, может, через полвека учителя станут анахронизмом.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
16 декабря 2015, 19:00

Оставайтесь в курсе


У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!
Присылайте материалы на hello@newtonew.com
--