Любимые фильмы Артура Кларка
  вернуться Время чтения: 11 минут   |   Комментариев нет
Сохранить

Любимые фильмы Артура Кларка

В далёком 1984 году английского фантаста Артура Кларка попросили рассказать о своих самых любимых фантастических фильмах. Представляем вам список, составленный писателем.

Одни творцы наслаждаются научной фантастикой, а другие её создают. Английский писатель-фантаст Артур Чарльз Кларк — как раз из тех «других». Автор таких значимых произведений, как «Конец детства», «Рама» и «Космическая одиссея 2001 года», Кларк смог предсказать появление интернета,  3D-принтера и других важных сегодня технологий.

Кларк всегда умел отличать искусство и вдохновение от откровенной чепухи. Такая способность отразилось на его киновкусе. В 1984 году Артур Кларк рассказал журналистам о своих любимых фильмах и, кажется, его выбору можно доверять. Писатель выделил 12 избранных картин:

«Метрополис» — 1927 год, режиссёр Фриц Ланг.

 
Metroplis
(источник: flickr.com)

Остросоциальная лента немецкого режиссёра Фрица Ланга. На момент создания картины (1927 г.) Германия являлась одной из передовых стран в плане кинопроизводства.

Фильм «Метрополис» рассказывает нам про мир будущего. В огромном городе на несколько километров в небо возвышаются циклопические здания, паровозы движутся по огромным рукотворным серпантинам, а лёгкие бипланы летают между небоскрёбами словно мухи, развозя горожан по их делам.

Великий город гедонистов и буржуа существует благодаря работе огромной армии пролетариев, которые выступают такими же винтиками и шестерёнками в системе, как обслуживаемые ими машины. Они живут в бедности и нужде на самых нижних уровнях города.

Посреди этой социальной катастрофы происходит история любви, как в Ромео и Джульетте. Люди разных сословий влюбляются друг в друга, пока рушится мир вокруг.

«Облик грядущего» — 1936 год, режиссёр Уильям Кэмерон Мензис

 
Постер фильма «Облик грядущего»
(источник: manapop.com)

Сценарий к фильму написал знаменитый английский фантаст Герберт Уэллс. Фильм вышел очень вовремя, ведь он буквально предсказывает Вторую мировую войну, которая случится через каких-то три года (1 сентября 1939 года). В фильме поднимаются вопросы прогресса, создаваемого им опасного оружия и экзистенциальные вопросы войны и мира.

«Франкенштейн» — 1931 год, режиссёр Джеймс Уэйл

 
Frankenstein
(источник: wkimedia.org)

«Франкенштейн» одним из первых начал задавать важные морально-этические вопросы о возможности создания новой жизни и отношения людей к ней. Идеи фильма Джеймса Уэйла настолько фундаментальны, что могут быть масштабированы до вопросов искусственного интеллекта и клонирования, например.

Фильм играет на человеческом невежестве и страхах, связанных с непониманием и нежеланием понимать. Франкенштейн становится жертвой человеческой глупости. Спустя почти 100 лет фильм заставляет переосмыслить существующие правила и общественные нормы.  

«Кинг Конг» — 1933 год, режиссёры Мериан Купер и Эрнест Б. Шодсакс

 
Постер фильма «Кинг Конг»
(источник: staticflickr.com)

Концептуально фильм «Кинг Конг» очень похож на «Франкенштейна», затрагивая вопросы морали, этики, гуманизма, алчности и гедонизма. Также в фильме присутствует господствовавшая в те времена идея о превосходстве человека над природой. Огромную гориллу Кинг Конга побеждают простые контрабандисты, бандитыи бизнесмены из Нью-Йорка. А все эти опасности и приключения — всего лишь ради демонстрации диковинного зверя на театральных сценах Америки.

Кинг Конг, олицетворяющий природу, пытается спасти возлюбленную на крыше высочайшего здания в мире, но беспощадная человеческая цивилизация убивает зверя.

Взгляд падающего к подножию Эмпайр-Стэйт Билдинг Кинг Конга напоминает нам о деструктивном потребительстве. Мир не должен существовать только ради трёхслойной туалетной бумаги на витринах магазинов. Рассматривая «Кинг Конга» с такой точки зрения, можно даже проследить зарождающиеся зёрна трансгуманизма в голливудском кинематографе.

«Запретная планета» — 1956 год, режиссёр Фред Уилкокс

 
Кадр из фильма «Запретная планета»
(источник: wikimedia.org)
 

«Запретная планета» является одним из главных фильмов американской кинофантастики 1950-х гг. В этом фильме есть всё: таинственная далёкая планета, сигналы SOS с погибшей колонии, таинственный отшельник и монстр-убийца, порождённый подсознанием человека. Кому-то картина может напомнить книгу Станислава Лема «Солярис».

«Нечто из иного мира» — 1951 год, режиссёров Говарда Хоукса и Кристиана Найби

 
Постер фильма «Нечто из иного мира»
(источник: weebly.com)
 

Мало кто знает, что фильм «Нечто» 1982 года режиссёра Джона Карпентера является ремейком оригинального фильма 1951 года. Если вы смотрели ремейк, ничего нового оригинал вам не откроет. Всё та же полярная экспедиция, всё та же находка летающей тарелки во льдах, всё та же странная форма жизни, съеденные собаки и любопытные учёные — всё как мы любим.

Как и многие научно-фантастические произведения, «Нечто из иного мира» артикулирует страхи и надежды людей на встречу с инопланетной формой жизни. «Нечто из иного мира» задаёт вопрос: «А что если иная форма жизни всё же хочет нас съесть вместо того, чтобы поговорить?»

«День, когда Земля остановилась» — 1951 год, режиссёр Роберт Уайз

 
Постер фильма «День, когда Земля остановилась»
(источник: leilahpublications.com)
 

1951 год. В СССР до смерти Сталина остаётся ещё два года, а в США общество и режиссёр Роберт Уайз задаются вопросами относительно этики Холодной войны в научно-фантастическом фильме «День, когда земля остановилась».

Картина является реакцией на международную обстановку. Инопланетянин по имени Клаату и его верный робот Горт прибывает на Землю с миссией мира и призывом остановить гонку вооружений. Земляне, увлечённые своими распрями, ставят под угрозу безопасность космического союза цивилизаций. В картине сочетаются ядерное оружие, Холодная война, близкие контакты третьей степени и простой безвозмездный альтруизм сочетаются в фундаментальной фантастической картине Роберта Уайза.

«Космическая Одиссея 2001 года» — 1968 год, режиссёр Стэнли Кубрик

 
Зловещий «глаз» суперкомпьютера HAL 9000
(источник: staticflickr.com)
 

Про каждый из любимых фильмов Артура Кларка хочется писать много и подробно. Например, про шедевральный фильм «Космическая Одиссея 2001 года», снятый Стэнли Кубриком в 1968 году. Кубрик работал над фильмом совместно с Артуром Кларком. В основу фильма лёг рассказ Кларка «Часовой». После выхода фильма писатель опубликовал одноимённый роман, который стал первым в огромной трилогии, описывающей события более чем на тысячу лет вперёд. Следующими романами стали «Одиссея 2010 года» и «Одиссея 3000».

«Космическая Одиссея 2001 года» — один из признанных шедевров кинофантастики. Невероятное количество символов и глубоких мыслей относительно того, откуда Мы (человечество) пришли, куда Мы идём и зачем Мы живём. Фильм пропитан духом открытий и загадок мироздания.

Картина поднимает на поверхность идеи о будущем в мире искусственного интеллекта, олицетворением которого стал суперкомпьютер HAL 9000 — его красный глаз стал эталоном зловещего взгляда машины. Эти красные глаза мы увидим во многих культовых фильмах, например, в «Терминаторе» 1984 года Джеймса Кэмерона, а также в свежем «Обливионе» Джозефа Косински 2013 года.

Стремление к неизвестному и далёкому — смысл нашего существования. Время бесконечно, как и мы. Мы летим сквозь него, чтобы стать чем-то большим, чем просто формой жизни. После фильма и прочитаных книг «Одиссеи» осознаёшь масштаб вселенной.

«Звёздные войны» — 1977 год, режиссёр Джордж Лукас

 
Кадр из фильма «Звёздные войны»
(источник: cdn.bgr.com)
 

Культовый фильм, определивший жанр научно-фантастической сказки. В фильме Джорджа Лукаса переплелись нарративы фильмов про самураев, воздушные битвы Второй мировой и реакция на Холодную войну.

Фильм положил начало одной из самых эпичных киносаг в истории мирового кинематографа. Оригинальная трилогия с 4 по 6 эпизоды снималась в период с 1977 по 1983 гг, а приквел-трилогия снималась с 1999 по 2005 годы. Такой порядок до сих пор вводит в замешательство многих людей, которые только знакомятся с сагой.

За 40 лет на «Звёздных войнах» успело вырасти не одно поколение людей. Многие связали свою жизнь с космосом и наукой, вдохновившись бессмертной историей Джорджа Лукаса. Говорить о ней в превосходной степени никогда не станет моветоном, потому что такие фильмы исполняют роль древних рассказов о далёких странах, что заставляют людей отправляться за горизонт в поисках нового.

«Близкие контакты третьей степени» — 1977 год, режиссёр Стивен Спилберг

 
Гора Дьявола в штате Вайоминг — место первого контакта людей и пришельцев в фильме «Близкие контакты третьей степени»
(источник: staticflickr.com)
 

«Близкие контакты третьей степени» являются, пожалуй, одний из лучших картин о первом контакте с пришельцами. В самом начале фильм Стивена Спилберга вообще не выглядит как картина про пришельцев. Большую часть «Контакты» похожи на психологический триллер и социальную драму, где никто никого не понимает.

Избранные люди получают странные видения о горе на территории США и самозабвенно идут на этот «зов», который в итоге оказывается призывом вступить в контакт с инопланетной формой жизни.

Контакт происходит у подножия горы Дьявола в штате Вайоминг. Военные, журналисты и простые зрители становятся свидетелями тех самых близких контактов третьей степени. Люди, получившие «приглашения» через видения, проходят вместе с пришельцами на космический корабль и отправляются в самое важное путешествие в их жизни.

В фильме 2002 года «Трасса 60» между главными героями Нилом Оливером и девушкой Линн происходит интересный разговор:

 

Линн: Контакты третьей степени?

Нил: Улетел бы без разговоров.

Фильм «Трасса 60»

«Чужой» — 1979 год, режиссёр Ридли Скотт

 
Главная героиня фильма «Чужой» сержант Рипли в исполнении Сигурни Уивер
(источник: squarespace.com)
 

«Чужой» Ридли Скотта, наверное, самый страшный и впечатляющий фильм ужасов про космос. Вместе с экипажем космического грузовика «Ностромо» мы станем свидетелями гонки за выживание против сверхопасной формы жизни.

Огнемёты, кислота вместо крови, андроид, который называет себя «говорящим тостером» и огромный пришелец с двумя челюстями — фантазия Ридли Скотта предупреждает нас о возможных опасностях близких контактов третьей степени. Бегство от Чужого через узкие переборки космического корабля далеко не так увлекательно, как мирный близкий контакт у подножия горы Дьявола.

«Бегущий по лезвию» — 1982 год, режиссёр Ридли Скотт

 
Постер фильма «Бегущий по лезвию»
(источник: forbes.com)
 

Ещё один любимый фильм Артура Кларка от режиссёра Ридли Скотта. Невероятно красивый, глубокий и пророческий фильм о будущем среди роботов, искусственном интеллекте, гуманизме и экзистенциальных вопросах морали.

Вместе с героем Харрисона Форда мы отправляемся на расследование загадочного преступления, причиной которого стали разумные роботы. В ходе расследования мы сталкиваемся с внутренними переживаниями главного героя относительно своего происхождения и отношений с другими людьми.

«Бегущий по лезвию» признаётся одним из величайших научно-фантастических фильмов всех времён и народов. Наверное, только писатель Филип Дик, чья работа стала основой для фильма, мог видеть будущее лучше великого английского писателя-фантаста. Вообще Кларк и Дик работали и думали в схожих направлениях. Как говорится, «великие умы мыслят одинаково».


Артур Кларк считал, что такие картины обладают мощной силой вдохновения для многих последующих поколений людей, побуждая в них желание стремиться к большему и узнавать новое.

Научная фантастика постоянно отодвигает наш фронтир познания. Она предсказывает нам будущее и задаёт опережающие вопросы, давая время подумать над ними уже сейчас. А писатели-фантасты вроде Артура Кларка и Айзека Азимова — те самые пилигримы, которые отправляются в своих фантазиях туда, куда ещё не ступала нога человека.

 
Писатель Артур Кларк на фоне декораций фильма «Космическая одиссея 2001 года»
(источник: staticflickr.com)
 

 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

статьи по теме

5 свежих фильмов о поисках себя

«Чапаев» — проект по истории российского кино

Верите ли вы в «синема верите»?