7 документальных фильмов о технологиях, природе и человеке
  вернуться Время чтения: 7 минут   |   Комментариев нет
Сохранить

7 документальных фильмов о технологиях, природе и человеке

Отличная семёрка фильмов об изменении общества с приходом новых технологий, человеке и его природном окружении.

Рассказываем о лучших документальных фильмах, которые появились на российских экранах в 2016 году: это и лента Вернера Херцога об интернете, и медитативный рассказ о взаимоотношениях человека с его природным окружением, и увлекательное повествование об открытии данных о климатических изменениях в полярных льдах Антарктиды.


О, интернет! Грезы цифрового мира

Lo and Behold, Reveries of the Connected World

Трейлер фильма

Источник: youtube.com

Недавняя работа классика документального и художественного кино Вернера Херцога. Это фильм об интернете: его истоках, последствиях и гипотетическом будущем. Как интернет изменил наши жизни? Как всё началось и что будет дальше? Исследуя эти вопросы, Херцог затрагивает сразу несколько сюжетов. Его интересует то, какие новые возможности и опасности стоят за распространением интернет-технологий, как мы их «проживаем».

В этом фильме он обращается к обычным людям и к «экспертам» — Алану Митнику, Илону Маску или Себастьяну Труну, причём задаёт им довольно неожиданные вопросы (вроде «Может ли интернет сниться самому себе»). Херцог в этом мире высоких технологий почти такой же чужак, как и в каком-нибудь африканском племени, которое он снимал в предыдущих фильмах. Отсюда, вероятно, и подкупающий гуманистический пафос картины.

Мой главный научный метод — большое любопытство. Я сам по себе не слишком методичен, мной движет, скорее, личный интерес. <...> у интернета так много граней и аспектов, что подойти к его изучению с какой-либо готовой системой непросто. Но я такой цели перед собой и не ставил, меня интересовал человек и гуманитарная сторона вопроса: что происходит с нами в данный конкретный момент.

— Вернер Херцогрежиссёр картины

 


Машина сновидений

Machine of Human Dreams

 

Источник: vk.com

Фильм посвящён Бену Гертцелю — одному из ведущих мировых экспертов в области искусственного интеллекта, а также его проекту Opencog в Hanson Robotics. Гретцель считает, что разработка общего искусственного интеллекта, превышающего человеческий, уже не за горами. В фильме показана работа группы учёных и инженеров, которые сегодня воплощают эти проекты в жизнь.

Насколько велик разрыв между красивыми идеями и их реализацией? Действительно ли за говорящими куклами, которых выдают за роботов, стоит нечто большее?

Ранее Гретцель также был одним из героев документального фильма «Сингулярность» (2012), запечатлевшего истоки и содержание идеи о гипотетическом моменте, когда развитие технологий выйдет из-под нашего контроля и устремится в неопределённое (но, по всей видимости, счастливое) будущее.

Если эмоции мешают человеку думать — нужно дать ему в помощники искусственный разум. Звучит красиво? В этом и проблема, главный талант Бена — красиво говорить и умело торговать ожиданиями <...> Визионер не смущается неудачами, ему безразлична судьба оказавшихся рядом людей, потому что сам он способен без труда выболтать себе деньги на новый проект, даже если запускать его придётся где-нибудь в Эфиопии.


Гипернормализация

HyperNormalisation

 

Источник: youtube.com

Последний фильм британского теледокументалиста Адама Кёртиса — о человеке в новой информационной и общественной среде, где уже непонятно, где правда, где вымысел, а где просто ложь и манипуляция фактами. Фильм затрагивает множество разных тем, которые так или иначе относятся к этой новой ситуации, которую Кёртис называет гипернормализацией: мы ни в чём не уверены и не видим этому странному и коррумпированному миру альтернативы.

Истоки этого нового мира Кёртис относит ещё в 1975 году. Идеи фильма для документалистики необычны по своему масштабу: режиссёр даже хотел дать работе подзаголовок «Дорога в сегодня». Это почти трёхчасовое полотно с любопытными рассуждениями и ярким визуальным материалом, которое в любом случае стоит посмотреть — даже если вы будете несогласны с его основными выводами.

Я хотел объяснить, как мы подошли к сегодняшнему состоянию неуверенности, почему мы не представляем себе будущего и не верим никому и ничему. И для этого нужно вернуться в прошлое. Мой фильм — как большой роман, в котором сплетаются множество линий.

— Адам Кёртисрежиссёр картины

 


Терра / Земля

Terra

Трейлер фильма

Источник: youtube.com

Последняя работа знаменитого французского фотографа и режиссёра Яна Артюса-Бертрана — сага о том, как человек перестал быть частью природы. Фильм рассказывает об эволюции и взаимоотношениях человека и других животных видов, обитающих на Земле, подводя к мысли о решающем значении этих отношений, и о том, как мы можем изменить их в ближайшем будущем.

Видеоряд, как всегда в фильмах Артюса-Бертрана, пронзительно красив, закадровый комментарий ненавязчив, а музыкальное сопровождение соответствует тональности фильма и помогает проникнуться его центральной идеей: все мы — люди, растения и животные — части единого целого и жители одного дома.

Дикий, неприручённый животный мир стал восприниматься как фантазия, бесконечный источник очаровательного, пугающего или печального вымысла. Но в действительности дикие животные стали на нашей планете самыми настоящими беженцами. Им нечего есть, нечего пить и некуда идти. При этом животные разделяют тяжёлую участь многих людей. Положение животного мира немногим отличается от положения человечества — вот главная идея фильма.


В тени больших деревьев

Small people, Big Trees

Фильм российского режиссёра Владимира Витовцева, рассказывающий о повседневной жизни африканских пигмеев Баака, которой вскоре предстоит кардинально измениться или полностью исчезнуть. Пигмеи живут в экваториальных лесах, с которыми очень тесно связана их культура. А лесозаготовки в Центрально-Африканской республике занимают главную строчку бюджета.

Владимир Витовцев является автором телеканалов «Моя планета» и «Живая планета», но этот фильм снят совершенно не в телевизионной манере. Это почти поэтическое кино безо всяких закадровых пояснений, которое показывает жизнь «туземцев» с их собственной точки зрения. Конфликт строится на противопоставлении традиционной культуры и натиска цивилизации, которое отражается и на разрыве между поколениями.

Я должен предречь этому фильму большой международный успех <...> «В тени больших деревьев» очень интересно смотреть, в мире таких фильмов немного, и для российского документального кино — это точно что-то новое.

— Виталий Манскийрежиссёр, президент фестиваля «Артдокфест»

 


Лёд и небо

La glace et le ciel

 

Источник: vk.com

Фильм французского документалиста Люка Жаке — автора знаменитого «Марша пингвинов» (2004) — одновременно биография учёного и проблемная картина о глобальном потеплении. Главный герой повествования — Клод Лориус, глациолог и палеогеограф, более 30 лет назад обнаруживший, что в полярных льдах можно найти следы более чем 400-летнего воздействия человека на климат всей планеты.

Лента рассказывает о том, как Лориус и группа учёных со всего мира приходили к своим выводам, и как сегодня они находят себе впечатляющие и печальные подтверждения. Фильм является частью образовательного и научно-популярного проекта Ice and Sky.

Я снимал фильм не для очередного …надцатого по счёту призыва беречь природу и относиться к экологии серьезно, а для того, чтобы мы все поняли свою ответственность за происходящее.

— Люк Жакережиссёр картины

 


Сезоны / Времена года

Seasons

 

Источник: vk.com

Мастера французской документалистики Жак Перрен и Жак Клюзо — авторы знаменитых «Птиц» (2001) и «Океанов» (2009) — сняли ещё один фильм о красоте природы, метаморфозах земного ландшафта, взаимоотношениях животных и человека. Большую часть времени мы видим планету так, словно бы на ней нет людей: только животные и птицы, причём их жизнь не менее драматична, чем наша.

«Сезоны» можно назвать вдумчивой и визуально захватывающей медитацией на вечные темы. Закадровый комментарий вмешивается в повествование очень редко: авторы не навязывают зрителю никаких выводов и просто позволяют ему посмотреть на природу так, что человек выглядит на её фоне интересной, но в общем-то не столь уж значительной фигурой.

При подготовке публикации использовались программы фестиваля кино о науке и технологиях 360° и Фестиваля актуального научного кино (ФАНК).

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

статьи по теме

7 фильмов о теории эволюции и её последствиях

Диалоги учёных в фильме «За гранью дисциплин»

Лучшие научно-популярные книги 2016 года