6 горячих тем современного образования
12+
  вернуться Время чтения: 10 минут   |   Комментариев: 1
Сохранить

6 горячих тем современного образования

Главные темы образования–2016, или над чем ломают головы эксперты.

 

Московский международный салон образования (ММСО) — это экспертная дискуссионная площадка, организованная Министерством образования и науки РФ. В отличие от многих государственных инициатив, она рассчитана на разговор об образовании популярным языком, чтобы быть интересной главным потребителям этого рынка — учащимся (от мала до велика) и их родителям.

В 2016 году ММСО пройдёт с 13 по 16 апреля. Как и в прошлые годы, салон затронет все ступени образования (в том числе послеуниверситетскую) и совместит деловую составляющую с развлекательно-познавательной. Особенность этого года — внимание к лучшим образовательным практикам со всей России.

А универсальная особенность Салона — обсуждение множества острых для российского образования тем. Для тех, кто пропустил материалы колонки ММСО, мы собрали краткую сводку горячих проблем, в курсе которых стоит быть каждому.

Инертность системы образования

Любую крупную систему сопровождает проблема сопротивления изменениям по причине трансакционных издержек. Трансакционные издержки — это накопленные за историю существования системы ошибочные решения, приемлемые в момент внедрения, но со временем потерявшие эффективность. Именно они мешают переменам к лучшему происходить быстро и безболезненно.

Игорь Реморенко, ректор Московского городского педагогического университета (МГПУ), удачно обрисовал эту многовековую проблему:
 
Игорь Реморенко
 

«Школе не хватает понимания того, что всё в наших руках. Конечно, на школу всегда будут интервенции, попытки принудить её к чему-то.

Купить именно эту форму для детей, принять именно этот устав, утвердить именно этот регламент, распределить деньги именно так, а не иначе. Подобные предложения будут исходить от профсоюзов, политических организаций, родителей, поставщиков, иногда и от детей. Но это нормально: когда все эти влияния есть, значит, в школе заинтересованы, значит, кто-то чувствует в ней какой-то ресурс.

Но и школе иногда хочется что-то на кого-нибудь свалить, всегда проще сказать: «У нас не получается, потому что нам мешают».

Нужно понять, что, несмотря ни на что, всё в наших руках и наша задача — научиться договариваться с людьми».

Другую грань той же проблемы видит Александр Оганов, основатель и генеральный директор компании Uniweb:
 
Александр Оганов
 

«Как шесть лет назад все говорили, что онлайн — это очень интересно и надо срочно этим заниматься, так и продолжают говорить сейчас, однако по большому счёту никто ничего не делает.

У нас сложная, консервативная среда. Почему-то у многих представителей образовательного сообщества есть ощущение, что внедрение новых технологий и инновационных процессов обязательно повлечет за собой отъём чего-то другого. Есть такой психологический настрой — сейчас внедрим, запустим, и всех уволят».

Смешанное обучение

В последние годы образовательная модель смешанного обучения обсуждается всё чаще. Очень привлекательно выглядит формат, в котором традиционные подходы совмещаются с новыми, позволяющими пользоваться достижениями информационных технологий, учиться в любом месте и в удобное время, дают возможность «тонкой настройки» учебного контента и учителю.

Популярность (не только на словах, но и на делах) смешанного обучения объясняет Наталья Андреева, руководитель центра смешанного обучения МГППУ:
 
Наталья Андреева
 

«Развитие технологий позволило реализовывать индивидуальные образовательные траектории даже в рамках обычной школы и стандартного бюджетного финансирования. Смешанное обучение позволяет достичь индивидуализации за счет использования онлайн-среды, дающей кастомизацию предметного контента, и перераспределения времени учителя — рутинные задачи снимаются и освобождается время для творчества и общения с детьми.

Есть сервисы и технологии, разрабатываемые школьными учителями. Они получают мгновенное применение, но обычно не имеют широкого распространения из-за отсутствия продуманного маркетинга. Многие образовательные сервисы привлекают учителей для разработки и тестирования — они получают распространение без участия государства через учителей-энтузиастов. Кроме того, существуют образовательные платформы и сервисы, создаваемые государственными структурами и внедряемые «сверху». Успешность их внедрения во многом зависит от готовности разработчиков делать сервис удобным для конечных пользователей — учителей и учащихся.

Даже самая минимальная реализация смешанного обучения поддерживает мотивацию за счёт: 1) наличия свободы в онлайн-среде (возможность реализации собственных интересов, и как следствие — самоактуализация, развитие личной ответственности за учебные результаты); 2) групповой работы над практико-ориентированными задачами (что почти отсутствует в традиционной учебной системе)».

Прогнозирование профессий будущего

Образование мы получаем вовсе не для того, «чтобы было», и не потому, что «так надо». Образование призвано сформировать фундамент для будущей активной социально полезной деятельности взрослого человека.

Алексей Гусев, руководитель службы мониторинга инновационной инфраструктуры ОАО «РВК», объясняет, почему так сложно государственной системе образования поспеть за меняющимися общественными требованиями:
 
Алексей Гусев
 

«Если раньше у человека за его период экономической активности проходил один-два цикла технологических обновлений, то сейчас человек не успевает выйти из вуза, а циклов уже сменилось несколько. Можно принять образовательные стандарты, а через пять лет уже, в принципе, ничего из этого не будет нужно.

Поэтому, раз мы не можем прогнозировать на долгом горизонте, надо понять, какие вещи являются более-менее универсальными, и вкладываться в них. Вот мы говорим, что востребованы айтишники и инженеры — их действительно сейчас больший дефицит, чем юристов. При этом, если мы начнём учить айтишников и инженеров, даже по лучшим образцам, через пять лет это будет практически бесполезно».

Родительская вовлечённость

Никакая организация не может сформировать потребности конкретного человека; косвенно повлиять на выбор, регулировать спрос и предложение, предоставлять базовый минимум — может. Дать готовое решение, которое станет именно для вас полностью удовлетворительным — нет.

Максим Казарновский, директор ММСО и отец четверых детей, уверен в том, что нельзя ожидать от какой бы то ни было образовательной структуры результатов, которые удовлетворят каждого.
 
Максим Казарновский
 

«Важный момент, который нельзя игнорировать — ответственность родителей за образование своих детей. Канули в прошлое времена, когда родитель отдаёт ребенка в школу и ждет на выходе «готовый продукт». Сейчас ответственный родитель должен стать продюсером образования своего ребёнка. Тем более что выбор направлений для приложения родительских сил довольно широкий. Есть много частных и государственных проектов, программ дополнительного образования на таких успешных площадках как Политех, ЗИЛ, Москвич. Эти проекты по-другому разговаривают с ребёнком о стандартных вещах. Школа сегодня, к сожалению, сильно запаздывает в изменениях».

Универсальные компетенции

Перед современным человеком, помимо задач самореализации, зачастую представляемых в виде продвижения по лестнице «школа-вуз-карьера», всегда стоят задачи социальные — стать достойным членом общества, уважаемым коллегой, компетентным специалистом. Для этого совсем недостаточно формальных знаний, предлагаемых учебной программой.

Виталий Куренной, руководитель Школы культурологии НИУ ВШЭ, объясняет, почему в России сложилась сложная ситуация с таким, казалось бы, простым делом, как работа в команде:
 
Виталий Куренной
 

«Российская образовательная система — как школьная, так и вузовская — сконфигурирована таким образом, что не стимулирует формирование важных социальных компетенций, блокирует выработку определенного типа социального капитала. Это, прежде всего, умение договариваться и объединяться для решения задач, которые могут быть разрешены только групповым образом.

Если мы посмотрим, как выстроена система оценок, система поощрений в нашей образовательной системе, мы увидим, что человек существует в ней как социальный атом: индивидуализированы его оценки, его балл ЕГЭ, его курсовые. Всё это имеет значительные и глубокие последствия для нашего общества в целом, которое, как мы хорошо знаем, очень плохо умеет выстраивать горизонтальные связи, ассоциации и т. д., у нас отсутствует такая важная добродетель, как способность договариваться и участвовать в неинструментальных коммуникациях. Последствия этого легко увидеть, например, в любой социальной сети, на отрытых интернет-форумах: люди крайне агрессивны в общении, не умеют взаимоуважительно обсуждать вопросы.

Проектная деятельность — удобный и методически понятный инструмент, который выводит студента из этого атомарного состояния и стимулирует развитие именно социальных компетенций.

Проектная работа, в отличие от классической иерархической организации, основана на умении выстроить горизонтальные связи — как в пределах самой проектной группы, так и внешние. В таком вот понимании проектной работы она является, конечно, необходимой в нашей системе образования».

Гуманитарные науки как решение вопроса о компетенциях

Компетенция — это специфические знания и навыки + мотивация к деятельности.

Согласно исследованию МГПУ 2015 года, на современном рынке труда наиболее востребованы следующие гуманитарные компетенции (исследование было выполнено на московском материале):

  • 1 место — «коммуникативные компетенции»: консультирование, взаимодействие с коллегами и подчинёнными, межгрупповое взаимодействие.
  • 2 место — «проектные компетенции»: планирование, создание проектных команд, организация, запуск проектов, контроль их качества и мотивации;
  • 3 место — «аналитические компетенции»: постановка проблем, работа с информацией, анализ данных и поиск решений;
  • 4 место — «педагогические компетенции»: разработка образовательных программ, работа с группами, оценка и контроль качества обучения.

Гуманитарное образование в каком-то смысле лучше соответствует новой ситуации в обществе и экономике.
Оно формирует — по крайней мере, должно формировать, — гибкость мышления, умение слушать и сопереживать, переучиваться и обрабатывать новую информацию.


Напоминаем, что Московский международный салон образования открывается 13 апреля и продлится 4 дня. Вход на мероприятия бесплатный, по регистрации. В субботу, 16 апреля, для посещения свободна Открытая программа «Изобрети свое будущее». Программа включает в себя дни открытых дверей в 70 российских вузах, презентации проектов дополнительного образования, мастер-классы и квесты для детей, лекции и консультации в проекте «Школа для родителей». Отдельный тематический блок программы — кластер «Профессии будущего», посвященный профориентации. Также в субботу пройдет презентация государственной программы «Глобальное образование», позволяющей 1500 российским студентам ежегодно получать образование в магистратуре за рубежом, в 32 странах мира. Новым для ММСО будет формат консультаций для родителей, пройдут конференции по семейному образованию с презентациями новых методик развития креативности у детей.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

статьи по теме

В современном мире нужно быть «продюсером» своего образования

Кризисы мотивации и смешанное обучение

Российская школа — нервные дети