Если бы мы постарались описать процесс обучения с помощью максимально простой структуры, то оказалось бы, что в ней всего три элемента: учитель — материал (или знание) — ученик. Именно на основе взаимодействия этих трёх простых элементов на протяжении многих веков разворачиваются нешуточные эксперименты с различными подходами к обучению: как нужно переставить исходные данные, чтобы получить наиболее эффективный результат?

Три кита образовательного процесса. Иллюстрации: ikraikra
Академия Платона: учитель и ученик
Наиболее древняя известная нам модель обучения зародилась в Древней Греции и один из трёх элементов исключала. Академия Платона была построена на диалоге ученика и учителя, которые в ходе своих рассуждений открывали новые границы знания. Такая форма позволяла в индивидуальном формате обучать ученика мышлению, упражняться в диалектике и познавать собственный духовный мир. Центром такой системы был учитель и его знания — материала вне учителя не существовало.
Самым ценным преимуществом такой Академии было всестороннее индивидуализированное и творческое развитие личности. В небольших группах будущие философы и политические деятели учились, в первую очередь, мыслить и искать ответы на сложные, порою риторические, вопросы.

Тёплое ламповое взаимодействие между учителем и учеником в Древней Греции. Иллюстрации: ikraikra
Средневековье: учебный материал
С течением времени (а также распространением письменности, которое позволяло это знание фиксировать) диалоги трансформировались в индуктивное обучение (от учителя к ученику передавался накопленный материал), и наиболее яркое отражение такого подхода мы видим в Средние века.
Центральное место в системе обучения занимают церковные школы, где учат письменности, церковному пению, математике. Учитель по-прежнему остаётся центром этой системы, но впервые здесь появляется «материал» как объект системы. Им служит накопленное поколениями знание, в первую очередь богословское.
Классно-урочная система
Наиболее известная нам модель обучения, классно-лекционная, появляется чуть позже, в XVIII веке в Пруссии. В этой системе, преследовавшей определённые политические цели, учитель теряет своё значимое, центральное место, потому что обучение базируется уже не на его опыте и мудрости, а на шаблонном материале. Этот материал, зафиксированный и апробированный со всех сторон, становится центром модели взаимодействия учитель – ученик. С одной стороны, это приносит свои плоды: массовое обучение приводит к созданию среднего класса, росту образованности и, как следствие, промышленной революциии. С другой стороны, система подавляет творческое и интеллектуальное развитие личности, то есть «куёт» стандартно мыслящих рабочих.
В начале XIX века прусская модель распространяется по миру и, спустя почти два столетия, предстаёт перед нами такой, какой мы привыкли её видеть: 11 (или 12) классов обязательного школьного образования, в рамках которых учителя исполняют роль «передатчика» материала, завизированного десятками департаментов в учебнике.

Массовое образование требует шаблонных, стандартных, готовых решений. Иллюстрации: ikraikra
XX век: открытие эпохи экспериментов
Приблизительно в это же время, в середине XX века, начинается научно-техническая революция, которая модернизирует рабочий процесс, автоматизируя примитивные задачи и заменяя множество ручных функций на электронные. Начинается новая эпоха постиндустриального общества, в котором самыми ценными становятся интеллектуальные кадры, то есть именно те, кого классно-лекционная модель обучения неспособна вырастить.
В связи с этим многие учебные заведения начинают пересматривать модель взаимодействия учитель — материал — ученик и экспериментировать с образовательными подходами. Одними из первых, подвергших сомнению ход вещей, стал американский философ и социолог Джон Дьюи, который на рубеже XX века сформулировал тезисы инструментальной педагогики. По его мнению, каждое действие ребёнка становится инструментом его познания, собственного его открытия, способом постижения истины.
Проблемно-ориентированный подход
Чуть позднее коллеги Дьюи, педагоги из McMaster University, адаптировали инструментальную педагогику, предположив, что материал (который всё ещё занимал центральное место в нашей системе) — это не данность, а неизвестная переменная. Таким образом сформировался подход, позднее названный Problem Based Learning (проблемно-ориентированное обучение).

Решаем задачи, готовим к проблемам реального мира с детства. Иллюстрации: ikraikra
В этой модели ученики решают поставленную задачу с помощью имеющихся знаний и инструментов, а учителя выступают скорее как наставники (и в каком-то смысле возвращаются к своему первоначальному статусу — носителям знания). Главной задачей такой системы является имитация жизненных условий, то есть подготовка учеников к вызовам реальной среды. Помимо прочего, проектный подход решения задач предполагает командное взаимодействие: как и в настоящей работе, решить поставленную задачу в одиночку зачастую невозможно.
Новый виток обучения, положенный медицинским колледжем в Канаде переориентировал подход с «потребления» знания, как это было в прусской модели, к поиску решения, то есть развитию мышления. Позднее такой подход будет назван индуктивным, то есть предполагающем постановку задачи до умения учеником её решить.
Спиральное обучение
Обучение, которое предполагает решение определенной задачи, стало толчком к развитию множества ответвлений и переосмыслению классического, классно-лекционного подхода. Наиболее модернизированной формой проблемно-ориентированного стало Spiral Learning (спиральное обучение) — подход, в рамках которого решение задачи стало лишь одним из элементов обучения.
Фундаментально подход остается неизменным: перед учениками ставится задача, которую им необходимо решить. В свою очередь, Spiral Learning учитывает опыт каждого индивида и в процессе решения задачи моделирует объём необходимой информации (знания), чтобы достичь результата, постепенно «догружая» ученика нужным материалом.
В такой системе мы возвращаемся к индивидуализации обучения, неоправданно забытой ещё в Средние века. Центром системы наконец становится реципиент, то есть ученик.

Атмосфера, доброжелательная к каждому. Иллюстрации: ikraikra
Важным аспектом Spiral Learning становится атмосфера. Как и в Академии Платона, где философские диспуты велись на лужайке под тенью деревьев, в новом образовательном подходе важно создать условия для раскрытия опыта каждого ученика, то есть сформировать атмосферу доверия и взаимоуважения. Современными адептами Spiral Learning является шведская школа Hyper Island, которая успешно применяет эту систему обучения последние 20 лет.
Если вернуться к началу статьи, мы заметим интересную тенденцию: от кастомизированного обучения, учитывающего особенности отдельно взятого ученика, система переходит к массовому, шаблонному обучению, а потом снова, как это свойственно истории, возвращается к индивидуализации. Встаёт закономерный вопрос, куда мы движемся в ближайшие десятилетия? И здесь ответом на вопрос становится технологическое развитие и набирающее обороты онлайн-обучение.

Материал уходит в онлайн. Иллюстрации: ikraikra
Сегодня: очередной виток экспериментов
Во многих школах уже сейчас практикуется интеграция онлайн-образования в привычные классные комнаты — то, что называется смешанным обучением. Такой подход подразумевает, что теоретический материал ученик получает дома или в любом другом удобном ему месте, а в школе применяет полученные знания на практике, работая в команде с другими учениками.
Самая главная ошибка, которую зачастую допускают образовательные учреждения — это предположение, что онлайн-обучение и есть решение, хотя это всего лишь инструмент. Инструмент, который позволяет исключить материал (как это было тысячи лет назад) и постигать его в необходимом для ученика темпе за пределами учебного пространства.
Сегодня на школу ложится большая ответственность — теперь она становится пространством для решения задач, в рамках которого разные ученики с разным опытом учатся творчески мыслить и находить ответы на вопросы, используя свои знания и опираясь на опыт и поддержку учителя.
В новой системе, которая смешивает онлайн-технологии и офлайн-взаимодействие, становится возможным интеллектуальное развитие учеников и, возможно, это самая перспективная модель обучения в ближайшем будущем.