Читайте также:

Современная урбанистика до нашей городской культуры добиралась очень долго, да и сейчас не то чтобы прижилась. Классический российский город существует для кого угодно: для производства, для туристического бизнеса, для чиновничьего аппарата — но не для горожан.
Попытки это изменить есть, но в основном неуклюжие: положили тротуарную плитку, но зачем-то через год всё заново перекапываем; разрушили сотни уродливых ларьков, но не предоставили предпринимателям адекватной альтернативы; потратили тучу денег на крутой парк, уничтожили исторический ландшафт, но при этом не предусмотрели, что по нему будут ходить люди, и теперь всё приходится переделывать.
В общем, есть над чем работать. Но не подумайте, что всё безнадёжно. Например, проблема с тем, чтобы получить теоретические знания по урбанистике, уже решена: для этого не надо ехать в далёкие заморские державы, потому что есть Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» — авторитетная современная архитектурная школа. Осталось добиваться того, чтобы полученные знания можно было применить на практике. Этим как раз и занимается КБ Стрелка, которое на практике реализует те решения, которые преподают в теории в Институте Стрелка. Сейчас КБ по заказу АИЖК (Агентство ипотечного жилищного кредитования — прим.ред.) ведёт работу по преобразованию городской среды практически по всей стране.
Не мозольте мне глаза
Весной 2017 года началась реализация госпроекта по формированию комфортной среды в городах. Первым таким городом стал Саратов — эксперты КБ Стрелки проанализировали городскую среду и помогли составить новые правила благоустройства города. В результате был создан единый городской дизайн-код, регламентирующий детали оформления и застройки городских пространств. Частью дизайн-кода стали правила размещения рекламных и иных вывесок на зданиях, сохранения архитектурного облика городских фасадов.
Наиболее строгие правила для оформления фасадов приняты для исторических улиц города, остальные улицы признаны типовыми, и с тамошними вывесками обходятся чуть помягче. Впрочем, полной реализации рекомендаций «Стрелки» уже точно не получится: из итогового проекта по требованию властей города был исключён, например, третий тип улиц — уникальные, к оформлению которых эксперты предлагали подходить индивидуально.
Реакция на саратовский проект встречается разная, критики немало. Кто-то говорит, мол, дураки вы московские, взялись за витрины и фасады, а городу нужен капитальный ремонт, новые дороги, борьба с преступностью и прочее:
Недовольны были, естественно, и владельцы магазинов на проспекте Кирова — они, бедные, проводили соревнование на самую вырвиглазную вывеску, а тут пришли интеллигенты-дизайнеры и всё испортили. Впрочем, осторожные городские власти решили не устанавливать штрафы за несоблюдение новых требований, так что нужно ещё будет убедить владельцев павильонов демонтировать вывески.
Из обсуждения саратовского проекта благоустройства часто ускользает элементарная вещь — мы настолько привыкли к уродливости российских городов, что попытки изменить их эстетический облик сразу кажутся каким-то излишеством. Как будто благоустройство и гуманизация городского пространства как-то противоречат исполнению первостепенных социальных обязательств перед горожанами.
На этот счёт мы поговорили с выпускником института «Стрелка» Тимуром Черкасовым после его воркшопа в рамках Недели «Стрелки» в Петербурге — он и его команда как раз и занимались проектом благоустройства Саратова. Он рассказал, как создать собственную систему сканирования и узнать о городе с научной стороны.
Тимур — отличный пример того, как в создании амбициозных проектов помогает междисциплинарный подход. Кроме архитектуры, он много работал с проектами по большим данным (big data), и применил эти знания при работе в Саратове. Вместе с коллегами он сконструировал специальный радар, который собирает в режиме реального времени нужную для планирования городской среды информацию — как ходят люди, как двигаются машины и так далее.
Город здорового человека
Newtonew (N). Начнём с Саратова. Какие изменения вы предлагали? Чем ваши предложения были обусловлены? Как вы собирали данные о необходимости преобразований?
Тимур Черкасов (Т). В первую очередь: мы не формировали изменения, а собирали материал, факты о локальной городской среде. Опираясь на них, команда специалистов «КБ Стрелка» (выросшее в отдельную компанию коммерческое подразделение «Стрелки». Предоставляет услуги по стратегическому консалтингу в области комплексных городских решений — прим.) создавала проекты благоустройства и разрабатывала объёмно-пространственный регламент для Саратова.
Мы собирали данные о пешеходной и транспортной активности, микроклимате и экологии на основных улицах и площадях при помощи оборудования, установленного на крыше минивэна. Оборудование и программы к нему мы разработали сами.
Я полагаю, что такого рода предпроектный анализ, как делали мы в Саратове, крайне важен, он позволяет создавать гораздо более продуманные проекты.
N. Как реагировали саратовцы на предлагаемые изменения? Какие вы встречали преграды со стороны городской общественности? Как с ними можно справиться?
Т. Мы работали в городе, среди людей, и потому было очень важно наладить связь с местными жителями. Если бы не Александр, наш местный водитель, и не Даниил, архитектор, который помог нам с размещением оборудования на крыше жилого дома, исследование не состоялось бы.
Даже учитывая благую цель — исследование города для его улучшения — местные жители не всегда были рады помочь, они были крайне скептичны.
Но теперь, после начала работ по благоустройству ряда участков города, отношение сильно изменилось, и если бы мы проводили исследование во второй раз, то смогли бы получить хорошую помощь и поддержку даже незнакомых нам жителей.
Тут был важен именно пример изменений, который позволил взглянуть жителям Саратова на проектировщиков совсем иначе.

N. В урбанистических проектах часто ставится акцент на комфорте городской среды. В чём заключается этот комфорт? Для кого должен быть комфортен город? Для пешеходов, автомобилистов, велосипедистов, мам с колясками, социопатов? Для всех сразу? Как расставлять приоритеты в проектировании городской среды?
Т. Конечно, город должен быть комфортен для всех. Речь о наличии и качестве городской инфраструктуры для каждой категории жителей: автомобилистов, велосипедистов, пешеходов.
И если мы действительно поставим пешехода в приоритет, то создавая комфорт для него, мы обязательно затрагиваем и все остальные категории, производя комплексную трансформацию всей городской инфраструктуры, в итоге создавая комфорт для всех.

N. Какие сейчас есть важные тренды в урбанистике? Каково современное видение идеального города? Какова философия современного города, его дух, атмосфера? Современный идеальный город — это огромный мегаполис или, скажем, распределённая сеть?
Т. Современный город становится в первую очередь цифро-физическим гибридом. К развитию сети пешеходных пространств, зелёного каркаса и инфраструктуры общественного и велотранспорта стоит ещё добавить развитие цифровой инфраструктуры, потому как она будет сильно влиять на комфорт всех категорий жителей, от социопатов и мам с колясками до заядлых автомобилистов.
Мне кажется, облик городов будет меняться медленно, и самые быстрые, явные изменения будут касаться внедрения машинного контроля за городскими процессами, которое будет действовать в режиме реального времени, быстро и эффективно отвечая на запросы и проблемы городской среды.
Города, становясь мегаполисами, позже начинают расползаться в распределенную сеть, это очевидная эволюция, которая позволяет городам решать свои проблемы и двигаться дальше.
Идеальный современный город обязательно должен быть умным, со множеством горизонтальных связей и базироваться на прямом взаимодействии жителей, управленцев и проектировщиков, что в сумме может дать эффект гибкости развития.

N. Как менялись представления о городской среде с течением времени? Какие задачи выполнял город, скажем, в XVIII веке и как меняются его задачи сейчас? Как они изменятся через десятилетия?
Т. Представления о городской среде и сами города с течением времени менялись очень сильно. Речь идёт не только о размерах города или его ключевых функциях, а важно учитывать и политические процессы, такие как, например, обретение городом независимости или такие важные события, как появление банков.
На города сильно влияли военные компании, изменения климата, экономическая конкуренция, появление производств и так далее.
Читайте также:

Если сравнить города в XVIII веке и сегодня, то возникает такая картина: в эпоху нового времени мы видим исчезновение городских стен, появление фабрик и мануфактур, что негативно сказывается на экологии, зато города обретают особый статус центров производства, раз и навсегда превзойдя деревни.
В это же время в городах концентрируются научные центры, капитал, культура, образовываются мегаполисы с численностью свыше 5 миллионов жителей. Развивается городское сообщество, которое обретает сложную структуру, в частности механизмы самоуправления.
В новейшем времени мы видим тотальное усиление этих тенденций. Города, превращаясь в агломерации, становятся центрами человеческой цивилизации, которые связаны на глобальном уровне.
Я полагаю, что тенденции развития, появившиеся в новое время, сохраняют свою силу и сегодня, но теперь происходит небывалое усложнение городов и городского общества, сильнейшая глобализация.
Через десятилетия города будут связаны между собой ещё больше, мы увидим эффект от новой технологической революции. В это же время комфорт в городах останется важнейшей целью развития. Это и более экологичные производства, и электрификация транспорта, приход машинного контроля за распределением и использованием ресурсов.