Я никогда не собиралась быть учителем или педагогом. По окончании университета у меня было право преподавать, но пути мои вели по другим дорогам, пока я не загорелась идеей, которая оказалась тесно связанной с образовательной практикой.
«А почему нет?» — подумала я. И с энтузиазмом принялась реализовывать идею в учреждениях дополнительного образования. О работе в этой сфере ходят мифы и легенды, и вот что я могу со своей колокольни по их поводу рассказать.
1. Это чрезвычайно трудоёмкая и низкооплачиваемая работа
Положа руку на сердце, признаюсь — загрузка у преподавателя самая что ни на есть обычная, а часто и ниже этого уровня. Ненормированный рабочий день, постоянное включение в рабочий процесс — не какая-то эксклюзивная особенность именно этой работы.
Усилия, которые от педагога допобразования требуются, оплачиваются вполне адекватно. Тем более что большинство набирают себе всяких ставок и дополнительных нагрузок.

Длинный оплачиваемый отпуск, выполнение обязанностей в неспешном режиме без особых дедлайнов и с сильно отсроченными результатами, которые вообще сложно подсчитать. Практически отсутствуют качественные оценки в показателях определения результативности.
И если вы сможете вписываться в общий распорядок и не забывать всё бумажно оформлять и расписывать, то имеете все шансы совмещать реализацию своих проектов и учебную деятельность.
Говоря проще — если у вас хватит терпения заполнять бесконечную и все время изменяющуюся бумажную отчётность, то вы можете делать почти всё что угодно.
Читайте также:

Но здесь нужен баланс. Если вы занимаетесь отчётами «правильно» и постоянно, то будете плохо контактировать с детьми и не любить своё дело, хотя и будете на хорошем счету у администрации.
Также это работает в обратном направлении. Будь вы хоть сама Мэри Поппинс, но без исполнения бумажной работы не быть вам поощряемой или поощряемым.
2. Увлечённым людям такая работа не интересна

Я не могу себе представить, чтобы увлечённые люди смогли оказать какой-либо значимый инновационный эффект.
Несмотря на то, что это всё-таки не очень престижная работа, старожилы ревниво относятся к любым попыткам что-то привести в соответствие с требованиями времени. Существующий здесь порядок должен оставаться неизменным.
Все артикулируют своё недовольство тем, как всё устроено, но попробуйте что-либо начать модернизировать — возмущения, жалобы и саботаж, тихое сопротивление и игнорирование приводят к возвращению на круги своя.
И, несмотря на то, что образование за последние 20 лет неустанно реформируется сверху, по сути, оно остаётся неизменным — те же люди, на том же месте, с теми же подходами просто переходят к новой риторике, по сути мало что меняя.
Опыт, полученный в других сферах, даёт вам преимущество по сравнению с большинством коллег: например, вы можете быть лучше в обращении с компьютером, в умении поставить и самостоятельно выполнить задачи, самому найти выход из сложившейся ситуации и так далее.
Но не думайте, что, увидев, как умело вы справляетесь с набором детей в группы, координируете работу с родителями или продвигаете своё образовательное направление, вас попросят поделиться опытом. Нет!
Хотя вы просто неплохо выполняете те задачи, которые ставит администрация, это почему-то многих унижает, обижает и раздражает. От вас будут требовать быть как все.
Здесь очень много людей, которые всю жизнь работают в этой системе и совсем не осведомлены, что там происходит за рамками образовательной среды. Система эта очень изолированная. Почти никому нет дела до того, насколько сильно меняются дела в экономике и бизнесе, что давно отправлено в утиль, а что является трендом.

3. От вас будут ждать инновационных проектов
Казалось бы, если предложить администрации интересный, востребованный и выгодный для учреждения проект, его примут. Стоит только показать, в чём его выгода и на чём учреждение может заработать, в широком смысле этого слова (дипломы, грамоты, премии, репутации).
На самом деле в сфере дополнительного образования от вас не ждут новых проектов.
И пока руководитель не получит указания от начальника следующего звена интересоваться роботами или телевидением, интернетом или инженерией, он даже не посмотрит в эту сторону. А когда посмотрит, то, скорее всего, будет думать, как угодить начальству, а не о том, как это сделать интересным для детей.
С этим связано то, как ведётся кадровая политика. Вам могут показаться странными назначения на должности, когда информатизацией может заняться, например, преподаватель по танцам, а секретарь технического образовательного центра — робототехникой.
Но дело в том, что и руководят учреждениями чаще всего действующие педагоги, которым просто подкинули немного денег из-за хорошего расположения или родственных связей. А в ответ их обязали администрировать.
И вот педагог, ругаясь и часто ненавидя администрирование, всё-таки занимается им — так, как понимает. А понимает он так, как от него требуют. А требуют от него отчёты и сдачу справок и реляций, а не четкую организацию и работающую как часы структуру.
Могу сказать, что за пять лет у меня ни разу ни спросили, как мне работается, не предложили помочь решить возникающие в процессе работы проблемы, вообще рассказать меня о моей работе. Зато было много натаскиваний и запугиваний по поводу несданных отчетов, которые необходимо было сдать ещё вчера, хотя указание об этом было дано сегодня.
4. В коллективе налажено эффективное взаимодействие
После многочисленных реформ в образовании мы можем ждать, что в образовательный обиход вошли понятия эффективного администрирования и всеобщего менеджмента качества для потребителей и производителей образовательного продукта. А значит, в учреждении налажено деловое общение, эффективное взаимодействие между коллегами и руководством.
На деле же в образовательных учреждениях, с которыми мне удалось посотрудничать, царит атмосфера, представляющая нечто среднее между армией и семейным бытопроживанием.
Читайте также:

Нет — вы должны подойти к ближайшему старшему по званию, спросить разрешения обратиться, изложить суть вопроса и дальше ждать. Тихо и терпеливо. Это несложно, если вам абсолютно всё равно то, чем вы занимаетесь — так и воспитывается абсолютное безразличие к репутации учреждения, формируется неэффективная корпоративная культура.
Такое сложно представить там, где из-за подобных правил теряются реальные деньги и не заключаются контракты. А здесь — всё не спеша, спокойно и терпеливо; позёвывая и не суетясь, все делают то, что положено делать. Если вы по-деловому оперативны, то вам ещё и замечание сделают: видите, мы тут разговариваем, что у вас там, пожар что ли. А когда вдруг окажется, что сроки сорваны, начинают орать, придётся это потерпеть.
Ещё одно своеобразие администраторов от учительства — это нежелание брать на себя ответственность, хоть она тебе трижды полагается по должности. Поэтому и практикуется постоянное затягивание любых решений, бесконечное согласование с вышестоящими, полное отсутствие памяти о собственных распоряжениях и попытки в решающий момент быть вне доступа: «У меня не работает электронная почта», «По телефону набирать мне дорого», «Я вас не нашла»...
Читайте также:

Здесь главное, конечно, — не перегореть, не стать таким же равнодушным и неэффективным. Помните: так устроена система. Я не говорю о личностных качествах работающих здесь людей — они часто оказываются энтузиастами, терпеливыми и трудолюбивыми работниками.
Проблема именно в том, что система транслирует своим исполнителям, что выдвигает в качестве ценностной шкалы, что поощряет и что порицает. Именно это и формирует ту рабочую среду, которая есть сейчас.
И сейчас дело обстоит так, что в качестве лозунгов транслируется одно, а в результате получается совсем другое. А раз результат плох, то нужны те, кто готов начать работать другими способами и по другим лекалам.