На последнем европейском саммите EdTech одна тема обсуждалась особенно пристрастно: действительно ли MOOCs – волшебный билет в мир открытого образования? Или они «слишком открыты», чтобы быть действительно эффективными?
Амар Кумар, заместитель советника по вопросам образования издательства Pearson, имеет свой взгляд на проблемы современных массовых онлайн-курсов и пути их преодоления. По его мнению, активное развитие системы MOOC не может не радовать, однако это не даёт должных результатов: согласно некоторым исследованиям 93% из тех, кто записывается на подобные курсы, не заканчивают их. Что же касается тех, кто полностью прошёл обучение – неизвестно, чему они научились.
Источник: Pearson.
«Выходит, что MOOCs в целом не помогли людям чего-то добиться в своей жизни. Например, получить диплом или новую работу», - заключает Амар Кумар.
При этом заместитель советника выделяет 2 основные причины фиаско MOOCs:
1. Скудное содержание курсов, которые чаще всего, по мнению Кумара, являются всего лишь бледными копиями обычных автономных курсов, «сродни размещению pdf-документа в интернете».
2. «Нежелательное разнообразие» уровня знаний и опыта обучающихся, которое является прямым следствием чрезмерной открытости онлайн-курсов.
Источник: Labs.Pearson.
«Возможно, биолог с 10-ти летним опытом работы слушает тот же курс у того же профессора, что и обычный выпускник школы, который просто хочет узнать побольше информации о касатках. Это «нежелательное разнообразие» и подход «один размер подходит всем» делает обучение неэффективным, что приводит к плохим результатам и масштабному отсеву», - отмечает Амар Кумар.
Что же заместитель советника по вопросам образования Pearson предлагает в качестве решения сложившейся проблемы? По его мнению, эволюция MOOC должна повернуть в русло развития селективных открытых онлайн-курсов (SOOCs), которые будут иметь две особенности.
Во-первых, чтобы поступить на курс, необходимо будет доказать, что ты уже владеешь определёнными компетенциями: выполнить тест, подтвердить наличие степени или членство в сообществе выпускников. Амар Кумар считает, что таким образом сформируются более однородные группы, а это приведёт к плодотворному сотрудничеству и улучшению успехов учащихся.
Во-вторых, эти курсы будут платными. Конечно, считает Кумар, более качественное образование требует платы. В качестве примера Амар Кумар приводит Гарвардскую школу бизнеса, которая долго занимается педагогическими инновациями и уже делает первые шаги к тому, чтобы построить свои собственные SOOCs. По мнению заместителя советника, разработанная школой бизнеса платформа в итоге позволит улучшить многие аспекты программы и сделать образование ещё более качественным. Нужно только подождать, чтобы увидеть первые результаты.
Источник: flickr.com.
Кумар не говорит о том, что SOOCs заменят MOOCs. По его мнению, подобно российским матрёшкам, MOOCs, SOOCs и даже традиционные кампусы могут сосуществовать. Более того, в современном мире университеты не имеют другого выбора, кроме как построить все три программы.
Вот как он видит эту модель. Во-первых, большинство университетов построят MOOCs, направленные на «туристов», заинтересованных в неглубоких занимательных программах. При этом университеты и преподаватели будут использовать MOOCs для экспериментов с новым содержанием, раскрутки своего бренда и в качестве площадки для поступления на SOOCs или в реальный кампус.
В свою очередь, SOOCs как часть MOOCs будут нацелены на готовых платить студентов, которым нужна более глубокая работа, предполагающая обратную связь. Плата за курсы поможет университетам покрыть некоторые расходы и пустить вырученные средства на улучшение содержания и технологий обучения. Выпускники при этом могут получить университетские дипломы. А обучение непосредственно в кампусе как часть SOOCs сфокусируется на тех, кому необходимо полное погружение в предмет и кто нуждается в наставничестве. Онлайн-доступ к сверстникам и преподавателям будет способствовать повышению качества обучения. По мнению Кумара, за такое качество студенты сами будут непрочь платить. Университеты начнут использовать прибыль для расширения фонда, научных исследований и других программ, которые работают на бренд.
Всё бы ничего, если бы эта модель не напоминала вполне традиционную систему образования, которая построена по принципу: «хочешь учиться? – плати деньги». Действительно, об открытости таких курсов не придётся говорить.
Конечно, вопрос монетизации открытых образовательных платформ сегодня стоит на повестке. Так, о возможных изменениях в системе MOOC рассказывал недавно исполнительный директор образовательной платформы Coursera Ричард Левин, этим же озадачился департамент образования Великобритании. Но подавать проблему под соусом острой потребности в раздельном обучении как-то не слишком убедительно.
Источник: Coursera.
Так, сооснователь образовательного стартапа Degreed Дэвид Блейк считает, что выводы Амара Кумара во многом не имеют под собой серьёзной основы. То же содержание курсов, о котором Кумар отзывается как об оцифрованных материалах, размещённых в интернете, давно уже радикально изменилось. Сегодня большинство онлайн-курсов разрабатываются cпециально для Интернет-платформ и имеют свои особенности. В качестве примера он предлагает изучить специфику программ образовательной площадки Udacity.
Источник: Degreed.
Что же касается разнородного состава студентов, Дэвид Блейк не только не видит здесь какой-то проблемы, наоборот, на основе результатов гарвардского исследования он утверждает, что подобное разнообразие способствует академическим успехам и социальным достижениям. Он сравнивает это со случаями, когда посторонние способствуют инновациям, потому что их идеи не ограничены рамками познания отдельных экспертов – такие люди могут увидеть проблемы свежим взглядом. Впрочем, по мнению Блейка, в науке это происходит постоянно – когда учёные из одной области помогают делать открытия учёным из других областей знания.
Развенчивая таким образом картину, нарисованную Амаром Кумаром, Блейк приходит к выводу, что главная цель представителя Pearson – продвигать свои собственные курсы, которые, конечно же, не будут бесплатными.
Что ж, возможно, в выводах Блейка есть доля правды. Так или иначе, вопрос дальнейшего развития системы MOOCs остаётся открытым. Станет ли она более элитарной или останется верной своей первоначальной идее доступности? Как будет выглядеть бизнес-модель MOOC в будущем? Какие новшества появятся в системе массовых открытых онлайн-курсов? Все эти эти дискуссионные вопросы остаются сегодня актуальными. Как и остаётся актуальным вопрос, насколько непредвзяты окажутся те, кто будет участвовать в развитии этой системы.
По материалам: Labs.Pearson, MOOCs.com.