Сейчас Мэттью 28 лет, и он почти 10 лет управляет собственной дизайн-студией verynice — то есть примерно в 18-19 лет он уже представлял, кем хочет быть и что он хочет делать.
Ключевая особенность его студии — это модель работы give-half («отдай половину»), то есть концепция, по которой предприниматель отдаёт часть производимых услуг или товаров бесплатно. Эта концепция не нова, и социально ответственные крупные бизнесмены достаточно часто ей пользуются, но именно Мэттью решил отдавать бесплатно не продукты производства, а время своих работников.
Если конкретно — 50% своих услуг дизайн-студия Мэттью оказывает крупным платёжеспособным клиентам; остальные 50% — начинающим предпринимателям, нуждающимся в услугах дизайнера.

Разговор с Мэттью может быть полезен всем, кто сейчас находится в поисках профессионального призвания или в карьерном кризисе.
Мэттью Манос — эксперт курса «Финансовая грамотность для предпринимателей»
О бизнес-образовании
Читайте также:

Так вышло, что на выбранных мною факультетах не преподавали бизнес. В бакалавриате я прошёл обучение в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе на факультете дизайна, медиа и искусств. Магистратуру я проходил в Пасадене на факультете медиа и дизайна. В целом оба полученных мною образования к бизнесу отношения не имели, поэтому всё, что я знаю сейчас, было усвоено лишь через собственный опыт. Тем не менее, мне очень нравилось учиться. В студенческие годы я уже занимался verynice, но тогда ещё не задумывался об этой работе всерьёз. К тому же я всегда хотел быть учителем, а для этого нужен был диплом о втором высшем образовании. Работа с verynice отнимала много времени и сил, так как мы как раз стали сотрудничать с крупными клиентами; было сложно совмещать её с учебой. Но сейчас я о своём выборе не жалею.
О трудностях
На начальном этапе бизнеса мне пришлось столкнуться с множеством проблем. Нужно было думать о респектабельности нашей компании, о желании клиентов к нам обратиться. Уверенности в том, что я действительно готов быть предпринимателем, у меня тогда тоже не было. Она росла по мере того, как накапливался опыт и расширялась клиентская база. Еще одно препятствие, с которым мы столкнулись, было связано с тем, что мы были первым социально-направленным бизнесом в индустрии дизайна. У нас не было возможности полагаться на чей-то опыт, черпать вдохновение из уже существующих идей; наша задумка на тот момент казалась полным безумием. Конечно, было рискованно начинать такой бизнес и в некоторой степени даже немыслимо — отдавать половину своей работы бесплатно. Но всё сработало. Кстати, с клиентами всегда всё было в порядке, хотя почти вся работа, с которой я начинал, была бесплатной. Это оказалось хорошим ходом, чтобы обеспечить доверие клиентов и положительно зарекомендовать бренд verynice. После я смог баланс между платной и бесплатной работой.
Об ошибках
Поначалу ошибок было очень и очень много!
Сразу вспоминается один случай. Как-то ко мне пришли ребята и попросили придумать постеры для их фильмов или что-то в этом роде. Они были режиссёрами и сразу очень мне понравились. Кончилось всё тем, что они просто сбежали с моими идеями, не заплатив. Я тогда сильно удивился и расстроился, но урок усвоил.
В бизнесе всегда нужны соглашения, контракты. Сейчас, оглядываясь назад, могу сказать, что мне очень повезло, что я столкнулся с этим, когда работал с маленькой компанией, и поэтому потерял не так много.
Вот ещё один забавный случай: я уже закончил работу с клиентами, прошло два месяца, а они все никак не присылали оплату. В итоге я решил написать им, и выяснилось, что я не выслал им счет. Бухгалтерия даже не знала о том, что надо что-то оплатить. На начальном этапе ведения бизнеса очень важно научиться таким вот важным мелочам.
О базовом безусловном доходе
Читайте также:

В Америке такого пока нет, но вообще эта идея в последнее время находит большой отклик в обществе. Думаю, в скором времени произойдет серьёзное разделение на богатый привилегированный класс и класс бедных. Средний класс исчезает уже сейчас — на это указывает сразу несколько экономических событий, в том числе кризис 2008 года.
Есть вероятность, что в ближайшем будущем человеческий труд сменит автоматизированный. В итоге огромное количество людей останется без работы, и вот тогда нам станет необходим базовый безусловный доход. Иного выхода я просто не вижу. Более того, на базе автоматизации уже начали создавать рабочие места, например, в социальном медиаменеджменте. Сомневаюсь, что кто-то имел представление об этой сфере лет 15 назад.
О рабочем графике
Читайте также:

Я работаю в среднем с восьми утра до половины седьмого, то есть примерно 9-10 часов в день. Когда-то мне приходилось работать по 20 часов в день на протяжении 4 лет, и это было ужасно. Не люблю допоздна засиживаться на работе.
Наш офис открыт с 9 утра до 6 вечера. Иногда я прихожу на работу пораньше и всё равно не успеваю закончить все дела к шести. В целом рабочий график у всех одинаковый. Периодически, конечно, случаются завалы на работе, тогда сотрудники приходят до начала рабочего дня, чтобы побольше успеть, но личное время вечером у каждого остается.
О коллективе
Возраст наших сотрудников колеблется в пределах 25-40 лет. Не думаю, что есть какая-то заметная разница между поколениями. Может быть, это связано с социальной направленностью компании. Одной из ключевых позиций в нашем бизнесе, на мой взгляд, является тот факт, что мы не стремимся серьёзно расширять коллектив. Вместо этого мы стараемся найти такого человека, который сможет выполнять сразу несколько задач. И как только мы ощущаем, что нам не хватает рук, мы ищем нового сотрудника через интернет.
О доходе
Довольно легко быть устойчивыми в экономическом плане и при этом развиваться социально, как это делаем мы. Например, периодически мы нанимаем волонтеров, помощь которых помогает нам минимизировать издержки. Работа в pro bono никогда не влекла за собой какие-либо дополнительные финансовые проблемы. Они скорее были связаны с плохой экономикой, кризисом — общими проблемами.
Когда я выпускался из колледжа, в экономике как раз наблюдалась рецессия, и это очень похоже на ту ситуацию, в которой сейчас находится молодое поколение. Большинство моих друзей брались за любую предложенную работу или были без неё. Сейчас всё-таки больше возможностей для молодежи, в моё время с работой было сложнее.
Об удовольствии от работы
Я думаю, есть несколько критериев для того, чтобы помочь человеку определиться, что конкретно для него важно. Лично я выделил для себя три составляющие.
- Во-первых, это деньги;
- Во-вторых, это возможность экспериментировать и быть свободным в том, чем ты занимаешься, пробовать новое;
- В-третьих, цель работы.
Пока у вас есть хотя бы два из трех перечисленных пунктов, вы будете довольны своей работой. Допустим, у вас есть только деньги. Да, вы можете разбогатеть, но при этом вы не будете чувствовать удовлетворенности от работы. Или, например, у вас есть свобода действий, в остальном вы ограничены. Но ведь структурированность и правильная организация дел тоже важны. В конце концов, если вы живёте исключительно ради собственной идеи, вам будет сложно «оставаться на плаву» и обеспечивать себя. Так что оптимально комбинировать хотя бы два пункта. В идеале — все три.
Совет тем, кто в начале пути
Читайте также:

Приходится только удивляться тому, насколько со временем работа становится частью тебя, твоей личности. Конечно, так происходит не всегда.
Став социальным предпринимателем, я обнаружил, что компании с социальной ответственностью работают так же, как и все остальные, просто им нужно больше практики. Именно поэтому данный вид бизнеса может развиться где угодно. Тем более в России сейчас много молодых людей с прогрессивными взглядами и новыми идеями. При открытии бизнеса важно знать, что вам не надо тщательно разбираться в его финансовой составляющей — нужно просто иметь представление о том, чем вы планируете заниматься. Глубокое понимание приходит с опытом.