«Как же вы там далеки от народа!»
Дожил! Вот и в мой адрес бросили эту избитую фразу. Произошло это в огромном светлом холле дома правительства Московской области: месте, где каждая деталь интерьера отлакирована и тоже страшно далека от народа.
Красивый усатый мужчина (директор школы и, очевидно, крепкий хозяйственник) смотрел на меня и на мою презентацию с презрением. Слайды должны были убедить публику в том, что в школы регулярно, по расписанию, как электрички, нужно отправлять пресс-туры.
Я начал рассказывать. Мужчина с приятелем встали и ушли. Наверное, пошли на мастер-класс по скрайбингу. Я всё сильнее понимал некоторую нелепость происходящего, хорошо выраженную вот в этой картинке:

В Москве примерно каждый день проходят круглые столы, пресс-конференции, брифинги, форумы, дискуссии, фестивали, и даже, прости Господи, митапы про образование и инновации.
Не будем говорить о том, какие колоссальные суммы тратятся на эти смотры достижений иностранных, как правило, систем, подходов, принципов, а также доморощенных локализаций и заимствований. На все эти панельные и пленарные «дискуссии».
Давайте лучше пройдёмся по содержанию этих мероприятий — о чём там принято говорить, а о чём, наоборот, молчат.
Что и как обсуждается?
Как в газете «Правда» нет правды, панельная дискуссия — не место для дискуссий. Поверьте, я сам довольно часто организую или модерирую публичные мероприятия и регулярно на них бываю как слушатель (к счастью, всё реже, так как давно не работаю журналистом).
Там нет споров, нет полемики. Даже самые лучшие спикеры читают свои «тезисы» (подготовленные помощниками и пиарщиками) в лучшем случае в авто по пути на сам форум.
Директора школ, учителя, вузовские работники следят за словами: они знают, что всё сказанное будет использовано против них.
У форумов и конференций есть одна удобная тема — технологии и инновации. Про онлайн-курсы, про VR, геймификацию. И, конечно, про эджайл и скрайбинг!
О чём принято молчать?
1. Травля в школе
Читайте также:

Однажды я продюсировал ТВ-программу по этой теме. И хотел позвать школьного психолога или хоть кого-то, реально работающего в школе.
В одном из округов столицы начальник управления, директора школ и сами школьные психологи поочередно убеждали меня, что никакого буллинга, травли и уж тем более насилия в школах нет. Они (от начальника управления до психолога) купируют этот ваш буллинг как сорняк — на корню, только он на полшишечки покажется.
То есть раньше у сверстников слишком длинные волосы поджигали и школа на зону была похожа, а сейчас всё скрайбинг да проекты — детям не до старого доброго ультранасилия.
А между тем в августе в Facebook был запущен флешмоб #ihavebeenbulliedinschool, чтобы привлечь внимание к проблеме травли в школе. Инициатор флешмоба Саша Фельдштейн призывает под хештегом рассказывать свои истории о школьном насилии.
2. положение детей мигрантов
Обсуждение вопросов их адаптации и реакции на них местного сообщества блокируется наглухо. Его просто нет.
3. Питание в школах и детских садах
Она же «Бортовая еда». Помнится, в 2012 году я должен был вести ток-шоу «Школа.Live» — это был совместный проект «РИА Новости», «Московских новостей» и «Эха Москвы».
И как раз тогда были большие скандалы в Москве по поводу школьного питания. Но утром накануне записи тему резко поменяли.
И я не помню с тех пор, чтобы эту тему обсуждали, чтобы о ней дискутировали на крупных площадках.
4. Теснота и духота в детских садах. Упразднение яслей
Однажды я в очередной раз привел сына в сад и взглянул на термометр. 28 градусов. Доктора Комаровского хватил бы удар.
Батареи в саду не регулируются, а менять их никто не собирается. Родителям сделать это не дают.
Надо ли говорить, как вредна детям такая духота? Надо ли читателям рассказывать, что происходит с первым укутанным на прогулку ребенком, пока оденут последних?..
5. Гигиена
Мы не обсуждаем незакрывающиеся кабинки в туалетах, отсутствие средств гигиены.

Причём я наблюдаю прямую закономерность между тем, как часто директор школы порхает с форума на конференцию и отсутствием туалетной бумаги в его школе.
6. Текучка кадров
Мы не обсуждаем, почему директора школ из верхней части рейтинга к учителям относятся, как сетевой маркетинг к промоутерам — «Что-то не нравится? Мы вас не держим!».
И в результате коллектив обновляется каждые один-два года.
7. «Отстающие»
А ещё мы сейчас не обсуждаем то, что тысячи подростков сейчас фактически вынесены за скобки образовательного процесса. Будь то околофутбольная школота или парни в красных мокасинах.
А между тем, закономерность тут всё та же: если директор не вылезает с «панелей», то очень может быть, что как раз в его школе эти самые ребята тиранят сверстников и хамят сотрудникам столовой.

Евгений, что нам делать?!
Выход один: собирать круглые столы по-новому. Если уж хочется возвыситься над повседневностью к полному эджайлу, то я попробую набросать темы для будущих форумов, чья программа ещё не составлена:
- Как духота в садике влияет на проектное мышление?
- Big Data: как меняется успеваемость нипстеров до и после дерби московских футбольных команд?
- Новая образовательная среда: образ психбольницы в избранных местах школьных СанПиНов
- Гордость ГБОУ СОШ: социологический и кросс-культурный портрет школьных СММщиков
- Выше головы не прыгнешь: почему мультимедийную доску надо вешать к потолку
- Равные возможности на бумаге: как запустить инклюзию без тьюторов
Предлагаю набрасывать темы в комментариях: вам ведь тоже есть что сказать про тотальную халтуризацию в школах?
А что касается эджайла и скрайбинга, то я уверен — когда-нибудь признаком хорошего тона станет неучастие в пустых и выхолощенных «пленарах» и «панелях», где не говорят о реальной жизни российского образования. Как сейчас, в сфере культуры, уже звучат голоса разума, что пора быть более принципиальными — это я про обращение драматурга Ивана Вырыпаева.