Я из тех людей, которые всего боятся и все делают. Не знаю, хорошо это или плохо, но психологи говорят: страх — это нормально.
Прочитав книгу Юваля Ноя Харари, я осознала, откуда во мне этот страх. Юваль Ной Харари — профессор Еврейского университета, автор бестселлера «Sapiens. Краткая история человечества». Никакой любви к истории раньше я не испытывала, хотя читала по разнарядке в институте и Соловьева и Гумилева.
Так вот, современный историк доказывает, что оседлость сыграла плохую шутку с человеком: он стал тревожиться о будущем. Как только крестьянин построил дом и посеял пшеницу, тут же стало жалко все это терять. Мы по сей день тревожимся, потому что нам есть что терять.

Мне всё время хочется стать кочевником. Мы спускаемся к Мертвому морю, и я с некоторой завистью смотрю на лагеря бедуинов, понимая умом, как мало романтики среди камней и коз. Однако страха нет. В детстве я оставалась спать в шалаше, сооружённом из веток. И даже подростком, когда моих сверстников так тянуло к комфорту, я была согласна на рай в шалаше точь-в-точь как в песне Высоцкого.
В душе я новый кочевник. Только виртуальный.
Утром я лечу на побережье Флориды в городок Santa Rosa Beach, где Майк Регсдейл показывает мне восход над океаном. Потом обсуждаю проблемы больших данных с математиком Максимом Янченко из Сингапура. Потом заглядываю на завтрак к моему соавтору, профессору Нелли Литвак из Голландии. Мне не надо быть лично знакомой ни с профессором Стэндфордского университета Джо Боалер, ни с оксфордским профессором Маркусом дю Сотоем, чтобы перекинуться с ними парой комментариев. Все они — на расстоянии одного клика в Фейсбуке или Твиттере. Недаром я так полюбила математические расстояния. Скорость света – неплохое расстояние для мгновенных сообщений.
Кажется, что интернет и есть Земля Обетованная, само воплощение свободы мысли, если не самой мысли. Здесь пахнет свободой.
Но, по-моему, не все рады, если вспомнить, что мы в сетях, в силках у искусственного интеллекта.
Нелли садится в машину, чтобы доехать до фитнеса, берёт в руки телефон и читает на экране: расстояние до фитнес-клуба 2 км, вы преодолеете их за 15 минут, маршрут построен. «Боже!» — восклицает Нелли. Добро пожаловать в мир больших данных. Что шокирует профессора математики? Смартфон знает о нас всё. Он наблюдал за её поведением в течение нескольких месяцев и решил предложить «помощь», хотя его об этом не просили. С одной стороны, механическая вещь! С другой — вопрос: как телефон узнал о том, что именно в это время Нели ездит в фитнес?

Я отправляю электронное письмо. Справа высвечивается баннер с предложением купить дешевые билеты в Сингапур. Я не собиралась в Сингапур, никаких поисковых запросов не задавала и в адресе электронной почты нет ни одного слова про Сингапур. Однако недавно, я написала статью, в которой упоминала, что рисовать квадратные окружности в многомерных пространствах меня учил математик и музыкант из Сингапура Максим Янченко. Результат не заставил себя ждать. Компьютер решил подумать за меня и спланировать мою поездку в Сингапур. На что Максим Янченко сказал: «Недалек тот день, когда машины нас перехитрят».
«Каждый раз, когда мы пользуемся интернетом, — говорит профессор Маркус дю Сотой, — мы раскрываем информацию о себе, показывая что нам нравится и не нравится. Компьютер собирает эти данные и хочет нам "угодить"».
Вы читаете профессора Стивена Строгана в Твиттере? Система порекомендует вам ещё сотню математиков и математических сообществ. Вы интересуетесь наукой? Компьютер снова захочет вам угодить и подгрузит все популярные твиты со словом science.
Ещё в декабре прошлого года началась травля основателя Facebook Марка Цукерберга. На днях информагентства сообщили, что Цукерберг выкупил все рекламные площади американских газет, чтобы извиниться перед пользователями за утечку персональных данных.
Вау! За нами шпионят? Акции Цукерберга упали на 7%, а пользователи побежали из сети. Куда побежали? В новые сети. Или в свою оседлую жизнь за четырьмя стенами.
Но мне кажется, что отказ от интернета, как и отказ от кочевничества, не ведёт нас к реальной безопасности. Опасностей у современного человека не меньше, чем у древнего, да и враги окружают: испорченный воздух и вода, ядерное оружие и массовые психозы.