Мне крайне лестно, что уважаемый профессор Пряжников не только заметил мои рассуждения о профессиях и профориентации, но и счёл их достаточным поводом для ответной статьи. Более того, он поддержал мои соображения о размывании языка профессий, причём на фоне его профессиональных тезисов мои стали выглядеть гораздо более убедительно. Мне было важно, что он поддержал и мой компромисс с языком профессий в ориентации на словосочетание «профессиональное самоопределение».
Жаль, что он не принял пока мой вызов о разработке нового языка профессий. Но, видимо, ему важнее традиционная деятельность, где он давно известен своими разработками — помощь детям и взрослым в поиске своего места в профессиональной среде.

Что касается логики профессий и профориентации, на мой взгляд, принцип самоопределения изменился, причём это отражено и в методиках профессора.
Логика профессий предполагает иерархичность выбора: профессия => специальность => место работы с более узкой специализацией по требуемым там трудовым функциям => необходимые для этого более узкие компетенции.
Но не зря сейчас переносят акцент на soft skills, личностные качества, в ущерб традиционным профессиональным hard skills.
Именно в этом направлении сейчас активно работает Андрей Комиссаров в рамках проекта EduNet. Мы поддержали и его разработку психологических архетипов поведения. Он выявил 20 вариантов и исходит из гипотезы, что у каждого человека есть относительно устойчивый их набор, что обуславливает его роль в любых профессиональных отношениях независимо от сферы применения.

Более того, перемещаясь по разным сферам, мы приносим в них прошлый опыт. Например, я имею инженерное образование. Оказавшись в школе, я сменил род деятельности. Но, оборачиваясь назад, прихожу к выводу, что моим отличительным стилем является инженерный подход к, казалось бы, совсем неинженерным задачам. Мне всё вокруг нужно облечь в форму модели – без этого я не понимаю, как мне действовать, чего ожидать. Имея модель, я начинаю строить инструменты для управления этой моделью. На удивление, этот подход часто оказывается продуктивным, хотя точка приложения совершенно не инженерная. Наложение знаний из психологии с инженерным подходом даёт часто неожиданные и продуктивные решения. К какой профессии это отнести? Какой профориентацией можно выйти на подобные задачи?
Было бы нелогично не похвастать и нашим совместным продуктом с Николаем Сергеевичем – тест-игрой в виде сетевого сервиса, разработанной по материалам его настольной игры «Кто? Что? Где?». Сегодня педагоги могут не только использовать саму тест-игру, но и скачать из сети урок-презентацию по профессиональному самоопределению на её основе с методическими рекомендациями по применению (12+).
Далее мы планируем развивать сервисы самоопределения и индивидуального развития подростков, в том числе продолжить сотрудничество с профессором для создания более сложных по логике работы инструментов. Задача данного этапа – доработка тест-игры из чисто диагностического инструмента в рекомендательный на базе навигатора дополнительного образования.