Мы уже рассказывали о том, что такое институт наставничества, и как дела с ним обстоят в России, а также о том, какие личные качества должен иметь тот, кто хочет попробовать себя в наставнической роли для кого-то, кто стоит на распутье. Теперь пришло время поговорить о том, как наставник может пригодиться студенту и его будущему работодателю.
Вряд ли имеет смысл просто копировать зарубежный опыт. Вместе с тем, времени и денег для того, чтобы изобретать велосипед, нет ни у кого, даже в социальной сфере. Это не значит, что девизом нового проекта центра «Ментори» по внедрению наставничества в вузы станет «Ctrl-C — Ctrl-V». Напротив, мы собрали лучших экспертов из многих регионов страны, проанализировали зарубежный опыт ТОП-200 вузов мира и собираемся создать сообщество профессионалов, чтобы решить проблему эффективно.
Это может быть интересно:

«Какую проблему?» — спросите вы. Вам точно приходилось о ней слышать, если вы студент, родитель, преподаватель или работодатель. Эта проблема состоит в том, что ожидания и реальность расходятся в ряде пунктов:
- несоответствие знаний выпускников требованиям работодателей;
- несоответствие вложенных в учебу сил и итогового результата;
- несоответствие мечтаний абитуриентов и реалий вузовского образования;
- несоответствие ожиданий и фактического опыта выпускников.

И это мы ещё кратко обо всем написали. Вполне законно было бы добавить еще парочку несоответствий, через которых проходят все будущие предприниматели, преподаватели, инженеры, юристы, историки — добавьте в этот список себя и своих знакомых.
Есть две основные модели: университет для университета и университет для жизни. Первый плодит вместе со школами армии потенциально безработных специалистов, а второй — тех, о ком наш ресурсный центр как раз и решил подумать.

Как понять, чего хочет работодатель, а чего — студент?
В этом случае самый простой ответ будет самым верным. Проводить опросы и тратить баснословные бюджеты на социальные исследования не надо, надо решать вопросы конкретно в отдельно взятом университете и институте, и решать очень просто. Чтобы разобраться, как объединить стремления специалистов и тех, кто предлагает работу, нужно просто взять и спросить.
Это может быть интересно:

- Спросить работодателя и узнать, в ком он нуждается. Только чтобы не так: «Мне сотрудника лет 25, с 10-летним опытом работы и тремя высшими: по экономике, юриспруденции и программированию». Нужно просить у него реальный ответ, а если такого не будет, — не спрашивать больше. Вузы, пожалейте своих студентов.
- Спросить выпускника и узнать, чего он хочет. Если ответит: «Миллион и ничего не делать», — тоже можно с ним дальше не разговаривать, пожать руку, отдать диплом и отправить в свободное плавание (правда, кажется, без лодки и весел).
- Спросить студента и узнать, зачем он учится в вузе. Не хочется вас пугать, но по данным, которые нам предоставили исследователи темы наставничества, порядка 80% первокурсников не смогли рационально ответить на вопросы, касающиеся их факультета и выбора специальности, а это был один из ведущих вузов страны!
- Спросить абитуриента и узнать, почему он выбирает именно этот вуз. Продукт надо продавать, а образование — это продукт. Главное, чтобы был качественным.

Итак, мы всех спросили, что имеем?
Группу бизнесменов, которым нужны квалифицированные и мотивированные сотрудники; выпускников, которые хотят работать и понимают, что умеют и чему готовы научиться; студентов, которые хотят учиться и умеют ставить цели; и абитуриентов, которые видят в вузе свою заветную дорожку к социальной лестнице.
Бизнесмен сможет поговорить с выпускником, предложить ему стажировку, заранее набрать команду и обеспечить нетворкинг (сеть рабочих связей). Выпускник — поговорить со студентом, развеять некоторые мифы об образовании, посоветовать, на какие предметы «налегать». Студенты старших курсов смогут взять шефство над первокурсниками: помочь им адаптироваться и разобраться в новой системе, решить задачу по повышению лояльности среди абитуриентов.
Ресурсный центр «Ментори» провел воркшоп с представителями вузов со всей России, чтобы понять, работает ли институт наставничества в вузах и если да, то как? Выяснилось, что работает продуктивно, эффективно и реально способствует трудоустройству. Беда в другом — студенты на самом деле искренне не понимают, что может дать им наставник, зачем им принимать в этом участие?

Зачем студенту и выпускнику наставник?
Немного статистики от нашего эксперта: 95% стартапов закрываются в течение года, а 90% из оставшихся стали успешными компаниями при поддержке менторов.
Вот что можно получить благодаря наставнику.
- Помощь в реализации проекта: пошаговое ведение от составления бизнес-плана до упаковки.
- Поиск проверенных партнеров и качественный нетворкинг.
- Ценный опыт, который сыграет большую роль хоть при стажировке, хоть при полноценной работе над проектом.
- Карьеру. Ну а к чему выпускник стремится? Начать свое дело или влиться в прогрессивную команду.
Существует опасение: «Вот я выскажу свою гениальную бизнес-идею, а ее украдут». Тоже верно, между прочим, потому и наставников надо искать честных и проверенных, обучать их, чем мы и занимаемся.

Каким же должен быть наставник для вузов?
Читайте также:

И опять немного статистики: только 10% экспертов могут быть менторами, а не, как выразился наш коллега из бизнес-школы Сколково, «бубуками». Наставник — это тот, кто:
- многое знает и умеет помочь;
- готов преподавать и отдавать, получая взамен активных и образованных учеников;
- не жадничает, делится связями и опытом;
- не обманывает.
Итак, осталось грамотно выстроить диалог между предпринимателями, выпускниками и студентами — с помощью института наставничества. Да, для этого нужно время, ресурсы, программа и желание. И программу мы готовы вам предоставить.