В лучшем случае учебники — безобидный сборник информации о широком предмете знаний. В худшем — примитивный и неполный пересказ, дающий меньше представления о предмете, чем статья в энциклопедии, без малейшего намёка на контекст, в котором эти знания могут использоваться.
Одно немолодое исследование, проводимое в Университете Северной Каролины в 1989 г., показало, что после чтения учебников в памяти учащихся сохраняются мелкие занимательные детали, но совершенно не остаётся основной смысл материала.
Источник: Википедия
Беда учебников — в том, что они плохо написаны и плохо структурированы.
Любая сфера знаний, будь то физика, география или алгебра, динамично развивается и постоянно подвергается изменениям. А какое представление о научном знании дают учебники? В учебниках знания предстают как свод намертво приколоченных к фундаменту фактов и определений.
Учителям всегда приходилось находить баланс между необходимостью в точном изложении материала и стимулировании творческих способностей. Как оставлять вопросы неотвеченными и не отбить у детей желание учиться? Как убедить детей в необходимости познания, если мы знаем, что любое знание подвергается сомнению и не является абсолютным?
Цель образования — научить критическому мышлению, способности аналитически взглянуть на окружающий мир и никогда не быть уверенным в нерушимости своего решения. И как часто мы противоречим своим целям, когда принимаемся за обучение. Как часто мы забываем о том, что то, чему мы учим, и то, как мы учим, — вещи неразделимые.
Вот учебники как раз структурируют процесс обучения именно так, чтобы уходить подальше от изначальной цели.
Конечно, корень зла не только в учебниках. Можно назвать ещё и иерархическую модель взаимоотношений. Но сейчас речь не об этом. Что не так в учебниках? Где-то в идеальной вселенной обучение строится на изучении первоисточников. Но историком, докапывающимся до истины через документы и артефакты, дано быть не каждому. Не все готовы читать труды Евклида и Пифагора на греческом. Всегда будет необходима здоровая доля обобщений, сокращений, пересказа. Неужели с этой задачей могут справиться только учебники?
Если не учебники, то что?
Сейчас многие предприниматели в сфере EdTech пытаются решить проблему жёсткой подачи материала в учебниках с помощью игр и электронных медиа. Речь не об электронных версиях обычных учебников. Речь о том, что нужно выйти за рамки привычных представлений о школе и обучении.
Игровой подход к обучению и цифровая среда обучения позволяют размыть границы между процессами, которые традиционно разделены: доставкой материала, его отработкой и оценкой. В образовательной системе с такими отсутствующими границами учебники становятся устаревшим средством. Конечно, материал по-прежнему должен быть академичен, но в новом мире он внезапно становится интерактивным. Теперь текстовый материал непосредственно привязывается к широкому ассортименту учебных видов деятельности. Видео и другое мультимедийное содержание можно встраивать прямо посреди текста (прямо как в этой статье).
Источник: Amplify.com
Например, компания Amplify Learning своей целью поставила полное переосмысление процесса обучения с помощью цифровой платформы. В 2014 году они выпустили Amplify ELA, полноценную учебную программу для 6-8 классов школы, включающую в себя более 300 книг и уроков, созданных экспертами мирового класса (так утверждается на официальном сайте). Эта компания известна не только созданием цифровых интерактивных уроков, но и новым способом анимированной интерпретации классических литературных текстов.
Это не просто старая конфета в новой обёртке, и не просто цифровые учебники с мультиками. Мы старались объединить обучающие материалы от мировых экспертов, богатую мультимедийную поддержку и мощные инструменты для аналитики, которые полностью изменят деятельность и учителей, и учеников.
— говорит Джоэль Кляйн, СЕО Amplify
Самое впечатляющее в программе Amplify — то, как они интегрируют игры в свою систему. Создатели Amplify разрабатывают игры для планшетов и смартфонов, которые призваны не становиться обязательной частью учебной программы, а дополнительной возможностью для игрового обучения.
Например, одна из игр позволяет изучить изнутри процесс метаболизма. Суть игры — разумно управлять ресурсами организма, чтобы в итоге остаться победителем. Для этого необходимо понять, какую роль каждый из ресурсов играет в метаболической системе.
Это лишь один из примеров игр Amplify. У компании в запасе огромное количество игр по биологии, экологии, математике и гуманитарынм наукам.
Цель наших игр — помочь детям оптимально использовать своё время и увлечь их естественными науками, математикой и словесностью. Мы хотим, чтобы дети больше читали и больше читали. Если мы поможем школьникам развить любовь к чтению, они смогут ощущать его пользу на протяжении всей оставшейся жизни.
Вот анимированная интерпретация классического стихотворения Эдгара Аллана По «Ворон»: The Raven. Это короткометражный 11-минутный мультфильм, в декабре 2014 года номинированный на премию Annie за лучшую анимацию. Amplify создавал эту версию стихотворения вместе со студией разработки игр Moonbot и включил её в свою учебную программу по литературе для 7 класса.
Ещё одна филологическая игра от Amplify — Lexica. Это классическая MMORPG (массовая онлайн ролевая игра) для подростков, где игроки встречаются с персонажами известных литературных произведений и освобождают их из темниц. Чтобы достичь настоящих успехов в игре, эти произведения необходимо прочитать самим — содержания игры будет недостаточно для её прохождения. Точнее, пройти игру, не зная, о чём книга, вполне реально, но прочтение произведения окажет большую помощь: чем с большим количеством различных персонажей знаком игрок, тем легче ему будет. И, конечно, игра в этом случае совсем не заменяет процесс чтения, а дополняет его.
Продукты Amplify распространяются напрямую через администрации школ и районные отделы образования, поэтому недоступны физическим лицам. В связи с достаточной закрытостью сервисов Amplify и их корпоративному уклону возникают горячие на сегодня вопросы обработки данных учеников и их использования в коммерческих целях, но это не тот вопрос, который волнует нас на сегодня.
Главное достоинство Amplify состоит в том, что в процесс создания образовательных продуктов привлекается множество специалистов — педагогов, специалистов по возрастной психологии, специалистов по игровым интерфейсам и профессоров в различных областях. Главное здесь — именно переосмысление процесса доставки учебного материала.
Скриншот игры Lexica. Источник: Amplify.com
Наше взаимодействие с цифровыми медиа позволяет нам по-новому взглянуть на наши отношения с информацией. Интернет уже изменил наши представления о средствах информации, пора менять представление и о знаниях в целом. Современная информационная среда — это среда сотрудничества, краудсорсинга, совместной работы. А в учебных материалах до сих пор отрицается сила совместной мысли. Хуже того, наши методы обучения уже взрастили в нескольких поколениях людей уверенность в том, что любые научные факты статичны и неизменны.
Пора уже прийти в движение, выстраивать полноценное взаимодействие со знаниями и информацией и учить этому наших детей.
По материалам статьи Джордана Шапиро на MindShift.