Энтузиазм и рутина: молодые педагоги о своей работе
12+
  вернуться Время чтения: 10 минут   |   Комментариев нет
Сохранить

Энтузиазм и рутина: молодые педагоги о своей работе

Мы спросили у педагогов, которым нет 30 лет, почему они пошли работать в школу, остались там или ушли, не пожалев об этом.

Существует мнение, что сейчас молодёжь не стремится работать в школе. Наши рассказчики демонстрируют, что это не так. Но самое интересное не то, почему они стремятся в школу попасть, а то, почему они решают в ней остаться.

История № 1
Екатерина Хохлова, учитель в частной школе

«Мне кажется, можно выделить рациональные и эмоциональные причины того, что молодёжь идёт работать в школу. Рациональные мотивы таковы: в школу можно устроиться и без опыта работы, а в других сферах это сделать зачастую гораздо сложнее. Работу в школе при адекватной нагрузке удобно совмещать с дальнейшей учёбой, творчеством или иной трудовой деятельностью.

Но есть люди, которые считают, что работа в школе — их призвание, что нужно нести в образование энергию и задор, что именно они точно знают, как учить детей, чтобы тем было интересно.

Эмоциональные мотивы можно выразить просто: «Кто, если не я?!». На мой взгляд, для таких людей особенно важен первый год работы — ты или ломаешься и понимаешь, что больше никогда не переступишь порог общеобразовательной школы, или же чуть успокаиваешься в своих порывах, но веришь в то, что нашёл своё место в жизни.

И есть еще третья категория молодых педагогов — те, кто просто идёт по течению. И если они получили диплом педагога, они и идут в школу — потому что куда ещё? И до этого они либо доходят сами, либо подобную позицию им навязывают родные, особенно старшее поколение.

Все эти причины сошлись в моём случае. С одной стороны, мне нужно было учиться в магистратуре (РГПУ им. А.И. Герцена). С другой — я частично верила в то, что могу сделать что-то полезное. И с третьей, мне говорили — и что, куда ты теперь, у тебя же такой диплом, никак нельзя в другую сферу».

 

Источник: flickr

История № 2
Дмитрий Назаров, преподавал в школе несколько лет

«Почему я пошёл работать учителем? Во-первых, почти все мои родственники работают в этой профессии: прадед был профессором истории в МГУ, тётя — воспитатель, двоюродные брат с сестрой — учителя математики и географии соответственно. И это отнюдь не вся родня, занятая в сфере обучения. При том, обращу внимание, что на меня никто не давил семейным авторитетом, продолжением дела династии или ещё чем-то подобным. Просто я решил, что тоже хочу преподавать, и пошёл этому учиться.

Во-вторых, как-то внутренне понял для себя, что делиться с другими знаниями — это то, что заставляет меня получать от жизни «кайф». Мало что может быть чудесней понимания, что ты не только помог мальчишке или девчонке узнать, чем же Карл XII отличается от Людовика XIV или тангенс от котангенса, но и подсказал верную дорогу в жизни, задал нужный вектор человеку, чтобы он потом смог найти своё место, своё дело. Так что вторая причина — безусловно, моральное удовлетворение от процесса и результата.

Ну и, пожалуй, есть ещё третья причина: престиж профессии. По моему разумению, в России учителя всегда были уважаемы.

Да, в нынешнее время ещё есть ощущение, что профессия учителя — неблагодарное дело, приносящее малую прибыль. Но это ведь только добавляет образу твоему бескорыстности и самоотверженности.

Не просто на своём горбу страну поднимаешь, будущие поколения воспитываешь, но ещё и не ради денег стараешься, энтузиазм для тебя ценнее заработка. Лестный образ, во всяком случае, в моём понимании».

История № 3
Мария Семакова, заведующий отделением дополнительного образования, лицей № 408, педагог дополнительного образования

«Я пошла работать в школу ещё на втором курсе университета. И деятельность связала с дополнительным образованием. Спустя время стала заведующей отделом. Работой очень довольна, так как в данной сфере можно реализовать огромное количество задумок, проектов и планов. Дополнительное образование в школе даёт учащимся очень много: воспитывает, развивает, даёт знания. Главное то, что ребята могут развивать в себе коммуникативные навыки, сотрудничая с большим количеством интересных людей, организаций. Дополнительное образование даёт возможность социализации ребёнка, через привлечение к интересной деятельности. Ребята могут найти себе совершенно любое увлечение по душе.

Это и танцы, и журналистика, и театр, и спорт, и технологии, и многое другое. Главное для руководителя — отслеживать современные тенденции в мире, прислушиваться к нуждам учеников, работать совместно, в команде с педагогами, тогда добиться можно очень многого и сделать школьную жизнь ещё более интересной. Лично меня, человека, работающего в образовательной организации, это увлекает. Ты стараешься быть в теме, стараешься увлечь ребят в этот мир возможностей».

 

Источник: winteringham.info

История № 4
С., работал в школе несколько лет

«Я окончил педагогический вуз и пошёл работать в школу без особого восторга, но и без предубеждений — просто потому, что это мне казалось неплохим началом трудовой деятельности. Мне даже повезло — я устроился в новую школу, с неплохой материальной базой и относительно молодым коллективом. Мне дали кабинет с проектором, 21 час нагрузки и практически полную свободу действий в выборе формата и стиля преподавания. Столь либеральный подход, как выяснилось позже, мотивировался очень просто: так как мне не доверили «выпускные» классы, то руководству и большинству родителей был крайне индифферентен мой предмет, ведь «история» — это такое приложение к образованию, вроде ИЗО или музыки.

На сам процесс преподавания я не жаловался — мне нравилось делиться знаниями, перемежать «обязательные» факты чем-то любопытным, вроде исторических баек и анекдотов. К сожалению, тогдашняя, а, скорее всего, и нынешняя, система образования делает всё, чтобы усложнить жизнь учителю.

По мнению родительского комитета, три страницы текста, что нужно прочесть к следующему уроку — это много. Ведь у ученика есть ещё предметы.

По мнению РАНО, ты просто обязан организовать тестовую работу, вне зависимости от того, что сам тест составлен отвратительно, а тему согласно календарному плану вы будете изучать только через 4 месяца.

Прочие чиновники от образования могут легко вызвать тебя для обсуждения какой-то очередной городской конкурсной работы, вне зависимости от дня недели.

Руководство школы может требовать от тебя заполнения электронного журнала-дневника онлайн, вне зависимости от того, что дневник это не работает, а для полноты картины нужно одновременно заполнить и «бумажный» журнал. Ведь есть стандарты 50-х годов, которые никто не отменял.

Для иллюстрации: в одни из каникул меня даже принудительно направили на 40-часовые курсы руководителей пожарного звена, потому что по ГОСТам кто-то в школе должен иметь такую «корочку», а меня, молодого, не жалко. Это, кстати, не помешало завучу спросить, почему после 8 часов этой глупости я не приезжаю в школу, чтобы заниматься обычной для каникул работой.

Учитель постоянно кому-то что-то должен. Ученик же не обязан хорошо учиться, школа — не обязана индексировать зарплаты, а родители совершенно не обязаны хоть как-то участвовать в воспитании ребёнка.

Сама система образования была в кризисе, на который никак не повлияешь «снизу», и я ушёл, о чём совсем не жалею».

История № 5
Андрей Колузаков, учитель в школе № 326 Невского района

«В школу я пошёл работать с желанием делиться собственными знаниями. А ещё — поработать по специальности, чтобы понять, что это вообще такое. Ну и, в конце концов, у профессии учителя ещё есть какой-то остаточный социальный статус — как-никак, «гордо» звучит. Остаюсь потому, что кто-то должен этим заниматься.  При этом утомляет отчётность и бюрократия, которая сильно мешает в работе».

 

Источник: thenhier.ca

История № 6
А., учитель в общеобразовательной школе

«Задумываться стать учителем я начал где-то в классе 8-м. Ближе к концу школы это желание победило все остальные выборы профессий, а надо сказать, у любого одиннадцатиклассника стоит выбор, на кого ему учиться и какую профессию в будущем выбрать после школы. Начался долгий процесс подготовки к поступлению в Педагогический университет.

Я начал ходить на курсы, где познакомился со многими ребятами. Кто-то ходил туда, лишь бы убить время, кто-то, как и я, осознанно готовился стать учителем. Надо сказать, с курсов поступила примерно половина ребят, и часть из них была мотивирована на профессию, а часть нет.

Учась своей будущей профессии, я уже стал понимать более глубоко её плюсы и минусы, которые всем известны с давних пор. В ходе нескольких педагогических практик в вузе учителя, у которых я вёл уроки, сказали, что учитель из меня получится, а главное, я сам получал удовольствие от самого процесса преподавания — обучения ребят и их реакции на мои уроки.

Итак, проучившись 5 лет, я твердо решил, в отличие от многих моих одногруппников, идти работать в школу учителем. Поиск работы был сложным, т.к. либо вакансия была очень далеко от дома, либо условия были тяжёлыми. И тут, как это ни странно, мне помог МОСТ — центр содействия выпускников Герцена, который предлагает банк вакансий на профессию учителя, по их специальности.

После первого же звонка из их списка и прохождения собеседования меня взяли работать в школу. Вначале я, окрылённый желанием учить ребят и нести им свет образования, с головой погрузился в работу.

Постепенно пыл поугас, стали всплывать разные проблемы нашей профессии, и иной раз хотелось всё бросить и уйти, но, видя, как ребятам нравятся мои уроки, как под моим руководством им удаётся побеждать на различных конкурсах, я отбрасывал это желание в сторону и продолжал учить детей.

И вот уже прошло более четырёх лет, как я в профессии, за это время я пережил много радостей и горестей от своей профессии, но по-прежнему остаюсь и работаю в ней.

Профессия учителя сложная, а иной раз и опасная, но кто в ней продержится более трёх лет, тот в ней задержится на всю жизнь.

Учитель — это не только тетрадки, дневники, конкурсы, но и живое общение с молодыми ребятами, которым ты помогаешь встать на правильный жизненный путь, помочь им в решении образовательных, а иногда и жизненных проблем».

 

Источник: wiki

История № 7
Дмитрий Златоумов, учитель в лицее №329 Невского района

«Сначала я пошёл в школу, потому что меня туда тянуло. Манило, влекло, прельщало. Ведь это так здорово — давать другим знания, учить чему-то доброму, хорошему. Воспитывать детей, наставлять на путь истинный... В первый же год я нырнул в этот омут, и не могу отдышаться до сих пор, спустя семь лет после своего первого урока.

Поначалу мне всё очень нравилось, работа засасывала всё больше и больше, хотелось в школу даже ночью.

Работа никогда не была работой, это был образ жизни, хобби. А зарплата как приятный бонус.

Шли годы, постепенно пыл спал, притихли эмоции, взамен пришёл трезвый холодный расчёт, желание зарабатывать больше. Но школа по-прежнему остаётся образом жизни, главным делом всего моего существования. А дети, каждый год новые и разные, становятся родными и любимыми. С каждым годом становится всё больше опыта, появляется мудрость, но снова и снова я ловлю себя на мысли, что не хочу менять школу ни на что другое. Это моё».

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

статьи по теме

Где искать себя: обзор ресурсов для профориентации

6 самых вредных учительских привычек

Школа как заповедник инфантилизма