«Заплатим рубль, но спой на тысячу»: монолог учителя без прикрас
12+
  вернуться Время чтения: 6 минут   |   Комментариев: 61
Сохранить

«Заплатим рубль, но спой на тысячу»: монолог учителя без прикрас

Анонимный рассказ учительницы из Твери о том, каково работать в школе, сколько платят и ради чего это всё делается.

От редакции: ​
Мы задавали учителям неудобные вопросы про зарплату, а одна учительница решила заодно высказать всё, что накипело. Мы не можем просто взять и спрятать это частное мнение «в стол», хотя бы потому, что оно высказано искренне, созвучно повестке дня и может послужить поводом для обсуждений. Поэтому предоставляем слово нашему анонимному респонденту.

Нагрузка

Я работаю учителем английского языка в сельской школе недалеко от Твери. Здесь учится 420 детей. У меня первая категория и стаж 5 лет, нагрузка 23 часа в неделю. На подготовку к занятиям уходит 1,5 — 2 часа в день: опыт помогает.

Ещё полчаса-час в день уходит на «бумажную» работу, притом двойную: мы делаем отчёты и в бумажном, и в электронном виде.

Отчётности

Ежемесячно сдаются отчёты по контрольным работам и мероприятиям (мониторинги, конкурсы, проектная деятельность, отслеживание результатов по ФГОС). Каждую четверть — отчёты по контрольным, отчёт по результатам обученности, качества знаний, прохождения программы и вышеперечисленные.

Бумагу я покупаю сама, уходит две пачки в четверть, итого 8 пачек бумаги в год. Самые объёмные траты бумаги — распечатка рабочих программ на каждый класс.

Деньги

Мой оклад 7 200 рублей. Далее идут стабильные надбавки: 40% за категорию, 25% сельские, 10% за проверку тетрадей, 7% заведование лингафонным кабинетом, ежемесячная премия от 25% до 40% в зависимости от фонда оплаты труда. Обязательны ежеквартальные премии, которые достаточно прозрачно распределяет комиссия из учителей и завучей по заранее прописанному и принятому на педсовете положению о стимулирующих премиях.

Зарплата не низкая: кто много делает реально, много и получает. Особых интриг и скандалов нет.

Хватает ли учительского заработка на жизнь? Сейчас мало хватает, так как цены на продукты выросли в два раза, на обувь и одежду примерно на 30% и так далее.

В семье с мужем у нас двое детей. Еле тянем на среднем уровне. Отдыхать не ездим, приобрести или построить жильё с такой зарплатой невозможно. Накоплений не сделать. Крупные покупки только в кредит. Просто работаем на выживание: выплаты, еда, одежда/обувь/школьное/кружок.

При этом у нас коммуналка небольшая, так как свой дом и баня — выходит около 4 000 рублей. Мне не приходится подрабатывать, семью содержит муж — иначе бы не стала работать в школе.

Деревня в Тверской области

Источник: Gorshenin

Вечные вопросы

Знаете, я для себя хотела выяснить, ну зачем же учителя при всех этих ужасах продолжают «колоться, но есть кактус», то есть работать в школе?

У меня причина нетипичная, я специально поехала работать в село (30 минут от города, но газа, транспорта и дорог нет), чтобы получить субсидию на строительство дома для семьи, а не жить на съёмной квартире. Тут отдельная песня: уже 5 лет добиваюсь исполнения чиновниками их обязанностей.

Работу люблю, так как люблю детей, владею на высоком уровне двумя иностранными языками, филолог.

А другие? Привычка! Когда белка бегает в колесе, она не успевает думать и не может изменить ситуацию...

Работать в школе многие просто привыкают, ведь искать другую работу — это рисковать. Со временем многие теряют социальную мобильность и некую квалификацию, которая не связана с работой в школе: «Куда ж я пойду, я же ничего, кроме как учить детей, не умею»...

Кто-то сидит до пенсии, кто-то ради внуков.

...Так опостылевшие супруги живут вместе: надо бы развестись, но страшно как-то. Лишь 20% горят своим призванием! Их видно сразу, слава Богу, что есть такие люди.

В моём коллективе ситуация сложная: всё держится на плечах пенсионеров — советских педагогов, молодые специалисты так работать не будут и не умеют, да и сбегают через пару лет совсем или в декрет.

Нагрузка запредельная во многих школах, реально есть школы, где почти у всех по две ставки. Вести 7-8 уроков в день — это халтура, к сожалению.

В общем, сейчас школа — это клубок взаимосвязанных проблем.

Григорьев Сергей Алексеевич «Сельская учительница», 1978 г.

Источник: kykolnik.livejournal.com

Образование — это система, которую невозможно изменить снизу, поскольку она выстроена по принципу вертикали сверху. Либералы расшатали, бюрократы доломали.

Теперь или восстанавливать лучшее, отбрасывая перегибы, которые есть и были, либо страну легко «переформатируют» = захватят через пару поколений.

Самое смешное, что государство выезжает пока на старых кадрах, которые ворчат, но тянут лямку, так как привыкли к эксплуатации, в том числе за счёт совести, призвания, любви к детям.

Весь четырёхчасовой педсовет директор призывал к самопожертвованию, работе вопреки трудностям, обязанности заменить маму и папу, мотивировать, заниматься с отстающими после уроков, делать вместе домашнее задание, если семья асоциальная...

Пахнуло ядреным коммунизмом, родным словом «ДОЛЖЕН»... А на дворе-то капитализм! И почему-то продавцов, кассиров, водителей, сантехников, журналистов, парикмахеров никто не призывает священными лозунгами (абсолютно верными, кстати), чтобы они оставались после оплачиваемой работы с людьми, заменяли им семью, мотивировали на что-нибудь полезное..

То есть общество, какой бы строй на дворе ни был, по-прежнему ждёт призвания и самопожертвования не только от тех, чьи профессии связаны с этим (военные, полиция, МЧС, пожарные), но главным образом от врачей и учителей. Такой вот когнитивный диссонанс: заплатим рубль, но спой на тысячу, раз выбрал такое призвание.

Ещё более дурацкая ситуация с качеством знаний: сверху спускаются безумные программы и технологии ФГОС, слабые учебники, завышенный объём знаний для изучения, а на другой стороне баррикад... Родители, которые, чуя неладное, обвиняют учителей, не осознавая, что не мы варим эту кашу из топора, а имеем рецепт и обязаны ему следовать. Опытные педагоги стараются учить по-своему вопреки ФГОС, чтобы дети хоть что-то знали, а молодые следуют букве закона (ФГОС), с ужасом наблюдая результат.

У учителя отняли реальную свободу обучения, отняли эффективные методы воздействия на учеников и их родителей, опутали инструкциями и бумажной отрыжкой бюрократии, требуя при этом результат.

Олимпийские тренеры могут любыми методами добиваться результатов или не добиваться, просто не в этот раз. А учитель, как в сказках, должен к утру поле вспахать, засеять, зерно собрать, муку смолоть и хлеба испечь...

Пережить многое можно, учителя всё-таки — люди взрослые, самое страшное в другом. Мы теряем целые поколения детей, идёт целенаправленное разделение по социальному статусу на богатых и бедных не только в бытовой жизни, но и в сфере образования. Система «обыдлячивания» налажена сверху, а виноваты учителя. Конечно же, случайно совпадают показатели Москвы по самым высоким зарплатам учителей, уровню жизни населения и баллам ЕГЭ.

С неотбитым оптимизмом жду, что же предпримет наша новая министр образования!

В оформлении использована работа Трутовского Константина Александровича «Сельская учительница», 1883 г.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

статьи по теме

Почему учителя любят и ненавидят свою работу

Как я стал учителем: пять учительских историй

«Учитель для России»: учительские истории открытий и побед