Никто точно не знает, когда именно появилась школа в селе Чарышское. Есть лишь информация из писем, что в 1887 году она переехала в новое здание. После этого ещё два раза переезжала — в 1952 и 1978 годах. Поэтому в кабинете, где располагается школьный музей, есть три макета, скрупулёзно воспроизводящие детали трёх зданий. Ведь каждый выпускник, приходящий в музей, хочет видеть именно свою школу.
Макеты своими руками делала Людмила Анатольевна Бушуева, руководитель и основатель музея. «Знаете, я тут такой патриотизм воспитываю», — говорит Людмила Анатольевна. «Какой — такой?» — спрашиваю. «Это очень богатое, глубокое чувство», — отвечает Людмила Анатольевна и проводит неформальную экскурсию по музею.

Читайте также:

Я работала учителем математики, вела классное руководство, была завучем по учебно-воспитательной работе много лет. В 1988 году мы стали готовиться к 50-летнему юбилею средней школы (наша школа стала средней только в 1939-м, первые десятиклассники выпустились в 1941 году). Стали собирать материалы по её истории, о выпускниках и учителях, у нас появилась музейная комната. У меня была задача подготовить материал об учителях-пенсионерах. Я начала ходить по их семьям, собирать фотографии, записывать биографии и оформлять альбомы. Другие заводили переписку с выпускниками разных лет, все ведь разъезжались по Советскому Союзу. Большой материал был набран, завязаны контакты, но в 1990-е всё сошло на нет.

В 2007 году, выйдя на пенсию, я осуществила свою мечту — создала музей «История школы». Договорилась с директором, мне дали отдельный кабинет. Я осуществила своё желание, зная о безденежной ситуации, понимая, что сподвижников у меня немного. Но моё условие было такое: я ни к кому за помощью не обращаюсь, и пусть ко мне в душу никто не лезет. Ходить с протянутой рукой, ждать, что тебе кто-то чем-то поможет — я так не могу.
Деньги на развитие музея беру исключительно из «Фонда семьи Бушуевых» — то есть то, что мы с мужем сами зарабатываем. Я хоть и пенсионер, но продолжаю работать — веду математику в 10 классе. Два раза мы получали премии на уровне Алтайского края — вот и весь наш фонд.
Мой муж, Бушуев Алексей Михайлович — сам выпускник этой школы 1968 года, преподавал здесь математику. Сейчас на нём вся техническая часть по музею — сайт, оцифровка архивов, распечатка.
Но знаете, как хорошо: ни у кого не просим, ни перед кем не приходится отчитываться. И поэтому я для души всё делаю. Привлекаю, конечно, и учеников, и выпускников, и родителей, и жителей села — иначе где бы я материал набрала.
Читайте также:
Как информацию собираю? Хожу по семьям, прошу старые фотографии, записываю воспоминания — об учителях, о выпускниках. В одну семью придёшь — там все фотографии по альбомам разложены, подписаны, документы в отдельных папочках собраны. В другую придёшь — фотографии как попало, с оборванными уголками, никто ничего не помнит. Но я ищу подход. Есть внучка одного старого учителя, он уже умер давно — она мне всё «спасибо» говорит, что его фотографии где-то выставляю, а сама о нём ничего рассказать не может.
Мне пишут воспоминания, дают фотографии — моя задача всё это систематизировать и оформить. У нас тут всё по папкам, в компьютере презентации, стенды по каждому разделу.
Вот это стенд, к которому все выпускники подходят в первую очередь — это наши директора и завучи. Каждый ищет «своего».
Другой раздел — это гордость наша, наши медалисты. Даже в элитных школах на таких стендах иногда пишут только фамилии. Я этого не люблю. Мне надо, чтобы было лицо. Как без лица говорить о человеке? Я всё так собираю — чтобы была фотография и аннотация к ней. Первая медаль была в 1965 году. До этого, я изучила по журналам, тоже на одни пятёрки заканчивали школу, но медали почему-то не выдавались.
У них у всех добрые, открытые лица — они действительно хорошие. Почти все потом поступают в вузы, находят в городе работу по специальности. Мальчишек среди медалистов теперь маловато, но, как я им всегда говорю, в школе не хотят учиться, а в Думе потом сидят.
Есть у нас ещё «Книга почёта» — в неё вносятся выпускники, которые на золотую медаль не вытянули, но имели всего 2-3 «четвёрки», например, и активно себя проявляли. Мы такую «Книгу» завели в честь одного нашего ученика, отличного парня — он и учился хорошо, и спортсменом был, но трагически погиб в автокатастрофе за полгода до выпуска.
Читайте также:

Ещё один раздел музея — «Знаменитые выпускники школы». Здесь разных годов выпускники, мы разыскиваем их, общаемся. Вот Хабаров Станислав Николаевич — знаменитый академик, садовод. Это его книжка — «Почвозащитные работы», — а другая книжка уже о нём. Был у нас один артист кино, выпускник 1948 года, Лемар Бурыкин, он в «Педагогической поэме» снимался. Нина Ивановна — доцент в Череповце. Умерла вот месяц назад. Николай Алексеевич Епанчинцев — лётчик гражданской авиации. Заслуженный строитель Российской Федерации — Евгений Москвин, он проектировал и строил здание кинотеатра в Чарыше. Да, у нас был кинотеатр, здание до сих пор стоит.
Вот книги Тимура Назимкова. Это печальная история. Он сын нашей выпускницы, вон она, четвёртая в «Знаменитых выпускниках». Он мало прожил, всего 23 года. Был творческой натурой, писал стихи и прозу. У него был сложный характер и мироощущение такое, знаете… Всё видел в чёрном свете. И в конце концов наложил на себя руки. А мать все его произведения собрала и издала несколько книг. Это в 80-е годы было, как раз период, когда началась вся эта политика, когда к распаду всё шло.
А это воспоминания выпускницы 1943 года, отличницы, Клары Иосифовны Шутто. Они потом были изданы отдельной книгой к 75-летию края. В 1988 году Клара Иосифовна передала нам много экспонатов — письма одноклассников, например, которые она хранила.

В 2007 году я нашла её адрес, и между нами завязалась хорошая переписка. Она горюет, что, мол, старею и уже чувствую, что я молодёжи-то не нужна. А силы есть, знания есть, и хочется поделиться. И вот я попросила её начать писать воспоминания: пишите от руки, а мы их издадим и найдём применение. Она ветеран труда, после школы работала на тракторном заводе в Рубцовске, в конструкторском бюро, была внесена в «Книгу почёта» завода. Замуж она вышла за своего одноклассника. Октябрь Эрик Павлович — тоже человек достойный. У меня есть альбом про любовь — я его начала именно с этой пары.
А бывает так, что дети, которые сейчас учатся в школе, открывают что-то о своей семье именно в музее. Ведь во многих семьях не всегда идут на разговор, всё некогда и некогда. А здесь есть возможность поговорить не спеша.
Я сама из села Сростки, это родина Василия Шукшина. Моей учительницей была его троюродная сестра, Надежда Алексеевна Ядыкина, которая после смерти писателя организовала в сельской школе первый музей в его честь. И вот как-то я приехала в родную школу и озадачилась: почему здесь только о Василии Макаровиче информация и ни слова о нас, других выпускниках? И подумала, что в Чарышской школе должно быть хоть что-то о каждом.
Я решила, что надо вывесить в коридоре фотографии всех выпусков нашей школы, чтобы все тут были. Сначала боялась — а вдруг ребятишки начнут рисовать на них, портить? Но всё оказалось нормально.
Я с открытием музея стала замечать в ребятишках гордость за свою школу, за свою семью. Они, знаете, как гордятся, что их родители здесь учились. Когда мы фотографии вывесили в коридоре, они ищут: где там мама, где папа. Здесь всё, начиная с 41 года, и до нашего времени. В этом году выпустятся дети — и тоже окажутся в нашей летописи.
Когда всё обыденно — мы привыкаем к этому и ничего не замечаем. А здесь-то хотя бы в единицах я выношу тот, другой портрет, они почитают — и у них уже складывается образ. И вот эта гордость за школу — у них она сейчас очень хорошо воспитывается. Не надо слов никаких лишних.
Я потом различные беседы и классные часы провожу именно на основе местного материала. Мне не надо идти в интернет. В 2013 году мы стали инициаторами проведения акции «Бессмертный полк» в Чарышском. Это в городе каждая семья сама печатает портреты своих дедов, а у нас тут, я понимала, нужно мне всё организовать. У нас богатый материал собран по всем участникам войны из села — это отдельная часть экспозиции. И вот мы с Алексеем Михайловичем сами фотографии распечатали, сами заламинировали (ламинатор пришлось купить, вот так у нас постепенно техника появляется), раздали ученикам-потомкам. И вот уже четвёртый год «Бессмертный полк» когда проходит — на следующий день в актовом зале мы детей собираем и показываем фотографии с этого шествия. И они смотрят на себя во всём этом действии, на свою семью, гордятся.
Не надо слов. Без слов, дети видят вот эти вот все фотографии в коридоре, сюда они придут — они понимают, что это надо ценить и что надо это пополнять и самому вносить вклад.
И вносят. Участием в различных конкурсах, спортивной жизнью, хорошей учёбой. Они тоже хотят попасть в музей.
Вот интересный экспонат: это вещи выпускника 1956 года, Малахова Сергея Васильевича. Проживает в Курске. Мастер спорта — лёгкая атлетика и лыжи. Очень жизнелюбивый человек. Ему под восемьдесят, так он только год как не ведёт уроки физкультуры — до этого работал в интернате для «трудных подростков». Но с каждой пенсии откладывает помаленьку, чтобы летом сюда приехать. Друзья его, более состоятельные, поедут в Италию, в Венецию — а он сюда.
Привёз в 2012 году о себе материал — все награды, грамоты. «Зачем?» — спрашиваю. Он говорит: «Пока я живу, в Курске хоть маленько кто-то меня знает. А умру — уже никому никакого дела не будет. А здесь ты постоянно проводишь экскурсии, хоть на минуточку сюда заглянешь — и про меня вспомнишь». Оно, правда, так и получается.
Фотографии: Екатерина Толкачёва, село Чарышское, март 2017