Уроки бизнеса: одна история из жизни заменит целую главу учебника
12+
  вернуться Время чтения: 6 минут   |   Комментариев нет
Сохранить

Уроки бизнеса: одна история из жизни заменит целую главу учебника

Чтобы сделать преподавание ориентированным на практику, учитель может выступить в роли тренера, рассказывающего реальные истории из своей профессии.

Если в одном предложении сформулировать, как может меняется преподавание в бизнес-сфере, оно будет звучать так: истории о развитии целой системы знаний заменяются историями о развитии отдельной личности.

И сейчас я вам расскажу свою историю.

Не попробуешь — не научишь

В детстве я мечтала стать учительницей начальных классов. Самым захватывающим в этой профессии для меня была возможность иметь свою личную тетрадку с планами уроков, которую я очень тщательно создавала. На самом деле я просто переписывала учебник с упражнениями, не зная, что же такое записывает учитель для себя на уроках.

Личность учителя во все времена была окутана ореолом загадочности.

Источник: Википедия

К старшим классам я поняла, что нужно идти в бизнес и зарабатывать деньги. Поэтому, отодвинув свою мечту о факультете филологии, я пошла на факультет государственного управления МГУ. Первые 13 лет карьеры я посвятила работе менеджера. Но мысли о преподавании не оставляли меня. Я всё чаще задавалась слегка переиначенным грибоедовским вопросом: а учителя кто?

Однажды я осознала, что учителем становится тот человек, который сам практикует всё то, чему учит. Знаете, шутка о том, что тренер по тайм-менеджменту начал мастер-класс с получасовым опозданием, оказывается шуткой только отчасти. Как любят говорить мои коллеги, «были прецеденты».

Поэтому, выбирая тему или направление для обучения других, особенно ценно быть носителем этой практики самому. Даже если ваш тренинг носит сугубо практический характер и основан только на личном опыте, его ценность выше от того, что это реально случившийся кейс, а не академически выверенное утверждение без практического опыта.

Так получилось, что перед тем, как стать бизнес-тренером, я 10 лет занималась управлением проектами сначала как руководитель проектного офиса, потом как руководитель проектов, а потом как руководитель руководителей проектов.

Сейчас, проводя обучение студентов МВА по проектному управлению, я постоянно слышу вопросы: А как было в ваших проектах? А что именно вы сделали и как поступали? Какие ошибки вы совершали и как выкручивались? Что вам помогало и на что вы опирались?

Рассказы о собственных ошибках не делают меня слабее как тренера, а дают подтверждение участникам, что я понимаю, о чём говорю.

Именно накопленный практический опыт и позволяет настраивать контакт с учащимися и помогает им воспринять новое. Это уже не просто серия упражнений, обсуждений и мыслей из учебников. Это передача знаний и умений от практика к тем, кто собирается этими практиками стать.

Одна история = пара лекционных часов

Второе, что я осознала с точки зрения отличного преподавания — это умение рассказывать историю. Дело в том, что бизнес-среда старается оперировать фактами и как можно меньше давать волю эмоциям. «Ничего личного, просто бизнес» — общеупотребительная сегодня фраза. Отчасти именно поэтому, из-за дефицита внешних эмоций, бизнес так ценит жизненные истории.

Навык рассказывания историй, а не констатации фактов и данных, найти которые сегодня в интернете не составит труда, и отличает запоминающиеся курсы от незапоминающихся.

Если у учителя есть практический опыт, у него есть целый вагон и маленькая тележка историй из серии «нарочно не придумаешь», «жизнь — лучший учитель» или «мудрость собственных граблей».

Истории есть у каждого, кто занимался делом.

Источник: Википедия

Приведу один из моих любимых примеров по теме «Управление заинтересованными лицами проекта (стейкхолдерами)».

Само понятие «стейкхолдер» ещё не вошло в общую лексику, поэтому нужно пояснить. Для простоты под стейкхолдерами будем понимать людей или группы лиц, которые могут повлиять на наш проект (например, топ-менеджеры компании), или мы своим проектом влияем на них (пользователи результатов).

Обычно я начинаю практикум с того, что рассказываю свой опыт знакомства с темой стейкхолдеров в одном из проектов: я делала международный проект для инвестиционного банка, в котором были задействовано большое количество сотрудников бизнес-подразделений и IT как из Дании, так и России.

Мы очень медленно продвигались к первым результатам проекта — согласованию бизнес-требований к будущей IT- системе как со стороны Дании, так и России. Вместо ожидаемых трёх месяцев разработка такого документа отняла все семь месяцев. И вот, когда мне уже казалось, что всё заканчивается и я получаю последние согласования от российских участников, внезапно всё останавливается и меня вызывают к главному бухгалтеру.

Кадр из к/ф «День сурка»

Следующие две недели проходят как День сурка: я организую и провожу бесконечное количество встреч в разных составах с участниками рабочей группы, с топ-менеджерами компании и с этим самым главным бухгалтером. Всё те же обсуждения, только со всё новыми и новыми участниками.

В чём была моя ошибка? Я не учла и не организовала коммуникацию с главным бухгалтером как одним из влиятельных и заинтересованных участников проекта, посчитав, что достаточно её представителя. Более того, я приняла это решение за неё, боясь «побеспокоить» занятого человека и отвлечь от более важных дел — очень распространённая ошибка. Этот случай — прекрасная иллюстрация из серии «как делать не надо» к теме коммуникации руководителя проекта с людьми вокруг проекта.

История с бухгалтером очень хорошо объясняет значимость темы практикума. Зачастую вывод моих студентов звучит как «надо знать заинтересованных лиц, чтоб не ставили палки в колеса». Никакой лекционный материал не заменит простоту и понятности такой истории.

Вырастить новый тип личности

И, пожалуй, третье (по порядку, но не по значимости) наблюдение о том, какое обучение востребовано сегодня — человекоцентрированное.

Все годы в бизнес-среде я строила системы: проектного и процессного управления. Меня нанимали именно для решения таких задач как «создание» системы. Ровно до последнего кризиса, когда оказалось, что любая надёжная система не настолько адаптивна к изменяющейся среде, как личность. И сейчас уже запросы от клиентов звучат по-другому: нам нужен человек, который знает на практике, как решить конкретную задачу.

Именно поэтому в Академии Руководителя проекта в МГУ в центр мы ставим личность руководителя проектов, его умение справляться с неопределённостью и изменчивостью как самого проекта, так и внешней среды. Безусловно, важно, чтобы студенты имели представление о системе проектного управления, его элементах и процессах. Однако успех проекта будет зависеть не от знания стандарта или представления о системе, а исключительно от того, как руководитель проекта сможет разбираться и справляться со всеми возникающими вызовами управления проектами и будут ли у него практичные инструменты для организации решения.

Мне думается, общество в целом здорово выиграет, если мы будем не просто передавать накопленные знания в формате лекций молодому поколению о проектном управлении, о маркетинге или любой другой области знаний, но и в формате игры, тренировки, развивать в них навыки руководителя проекта, маркетолога, менеджера.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

статьи по теме

Как решение кейсов сокращает разрыв между теорией и практикой

Способность ошибаться — серьёзное конкурентное преимущество

Стартапы как новый школьный предмет