Со Светланой мы хотели поговорить давно — ещё с тех пор, как лицей «Бауманский» выложил в iTunes U свой онлайн-курс по биологии, автором которого как раз и является Светлана. Лицей «Бауманский» республики Марий Эл по праву считается одним из известнейших учреждений страны, реализующем инновационные педагогические технологии. Мы решили вместе обсудить, как электронные средства обучения приближают учителя к ученикам и каких результатов можно достигнуть с помощью современных цифровых устройств.
Светлана, здравствуйте! Начнём с вашего жизненного пути: почему вы стали учителем и почему именно биологии?
Три года живу и работаю в Йошкар-Оле, до переезда сюда всю жизнь жила в Кирове. На Вятке прошло моё детство, училась в обычной школе. Моя сестра училась в Лицее естественных наук и углубленно занималась биологией, в дальнейшем меня это тоже увлекло, однако в лицей попадают не все. В старших классах я увлекалась исследовательскими проектами и льготно прошла в МГУ, но не уехала. Заболела мама. Закончила Вятский государственный гуманитарный университет по специальности «Учитель биологии и географии». Когда училась, не думала, что буду работать по специальности, хотела пойти в науку. Сейчас не вижу особого смысла в аспирантуре, хотя и проучилась там. Мне посчастливилось узнать Кировский краеведческий музей и Вятский палеонтологический, заниматься раскопками древних ящеров. В Кировской государственной медицинской академии научилась делать сложнейшие медицинские анализы (даже тестировать новые вещества на животных!). Сейчас работаю учителем биологии и экологии в лицее «Бауманский». Почему? Потому что есть, что рассказать и показать, потому что знаю, как биология может помочь ребятам в жизни.
В лицее «Бауманский» активно применяется модель «1:1» (1 ученик — 1 компьютер). Расскажите, как эта методика реализуется в пространстве школы. Сложно ли было к ней приспособиться?
В 2012 году, когда я пришла в Лицей, ещё не было столько инноваций. Меня не сразу взяли в тьюторы (так у нас называются ведущие специалисты по освоению мобильных устройств и технологий). Помогла счастливая случайность: одна из коллег отказалась работать тьютором, и я получила возможность работать с новыми образовательными инструментами. В нашей школе все учителя и ученики имеют планшеты и используют их на уроках. Интернет доступен в любой точке здания и даже во дворе школы. Техническая основа для реализации проекта «1:1» замечательная. С методической стороны, конечно, не всё просто: учителя разного возраста, по разным предметам, и используют они разные приёмы преподавания. Но удивительно то, что все дали согласие на переход к новым технологиям: это постоянная работа и самосовершенствование, участие в семинарах и практикумах по освоению новых электронных инструментов обучения. Мои старшие коллеги приняли эти инструменты и уже неотрывно работают в классе с планшетом.
Всегда стараюсь помочь в освоении новых методов и приёмов работы с приложениями и сервисами, да и сама не прочь узнать новое. Черпать вдохновение можно не только от коллег, но и от учеников. Наши ребята-старшеклассники в сообществе «Genius» под руководством координатора проекта Константина Бирюкова технически очень подкованы. Если у учителей или учащихся возникают проблемы с настройками планшетов, эти отзывчивые ребята всегда придут на помощь. Эта модель самоуправления чётко скоординирована, и во многом это является заслугой директора Лицея и руководителя службы ИКТ.
А что скажете о технологии BYOD (Bring Your Own Device) в школьном образовании?
Я не вижу смысла использовать в обучении мобильные устройства лишь как дополнение к классическому процессу. Это инструменты для системного использования. Загвоздка здесь в том, чтобы сам учитель понимал, зачем нужен мобильник на уроке.
Мы, учителя, не всегда позволяем учащимся выражать собственное мнение, использовать свой подход в решении задач. Часто мы ставим учеников перед фактом: учиться надо «вот так». И, конечно, некоторые преподаваемые нами вещи (мы и сами это знаем) редко будут важны в повседневной жизни.
Вот именно этот диссонанс можно попробовать гармонизировать, предлагая инструменты, ослабляющие жёсткие рамки методов решения задачи и усвоения знаний. Да, есть содержание образования (которое, кстати, тоже должно обновляться), а есть рынок, в который войдут новые молодые специалисты, не умеющие искать альтернативные варианты решения проблем. У меня небольшой опыт работы с моделью BYOD, и я считаю её эффективной тогда, когда она используется командой учителей, с чётким пониманием роли этих устройств и в удобной среде. «Удобная» — это технически отлаженная и согласованная между всеми участниками процесса.
А как организовать эту удобную среду?
Во-первых, это принять административное решение. Нужно быть готовым к техническим и методическим, может, и социальным сложностям (непонимание со стороны родителей и некоторых участников проекта). Во-вторых, если начинать, то действительно делать своё дело — отказываться от надиктовки материала и ущемления инициатив учащихся (мотивацией нужно уметь управлять и уметь её направлять). В-третьих, использовать мобильные устройства в системе. В системе — это не значит повседневно, это значит регулярно и осмысленно. Не нужно останавливаться на одном инструменте, ведь дети устают от одного и того же интерфейса приложения или сервиса.
Подрастающему поколению хочется развития, так позволяйте им это делать и развивайтесь вместе с ними, это захватывает!
Не стоит забывать и о воспитательной стороне. Чтобы держать дисциплину и управлять учебным процессом, нужно сделать этот процесс нужным и интересным. Чтобы дети не сбегали с уроков, сделайте так, чтобы они сами к вам подходили и разговаривали с вами как с человеком, а не надзирателем.
Мы знаем, что на своих уроках вы предлагали детям делать научные проекты с использованием игры Minecraft. Как это было?
Да, с пятиклашками. Как только появились планшеты, дети очень увлеклись играми. Мне стало интересно, почему новые знания на уроках и слова учителя не так влекут, как игры. Я посмотрела на детей и спросила, во что они играют. Потом, когда Minecraft стал массовым явлением, я в шутку предложила: «Может, вам домашние задания в Minecraft задавать?». И ученики сказали: «Да! Мы очень хотим!». И я задала кое-что трудновыполнимое: построить в игре пищеварительную, кровеносную, нервную систему человека (примитивно и на выбор, конечно), чтобы я видела работу этих систем, но затратила на это не более трёх минут.
Верите или нет, они сидели над заданием неделю, делали кто коллективно, кто в одиночку, намаялись и пришли в итоге ни с чем. Самые упорные всё-таки сдали свои работы.
После пары таких заданий число «игроков» резко сократилось. Я использовала и другие игры и приложения, выбирала игровых героев и просила анализировать последствия их действий. Вы спросите — как это связано с содержанием российского образования? Дело в том, что приёмы могут быть разные, а результат нам известен: мотивация к изучению предмета, понимание применимости знаний и умений в жизненных ситуациях.
Работа в игре Minecraft одного из учеников Светланы (кстати, видео на YouTube пользуется популярностью)
В своей работе я постоянно нахожусь в поиске. Мне нравится отходить от стандартного объяснения нового материала. Обычно мой монолог занимает не более 10 минут, если это вообще требуется. В биологии очень важным является владение терминологией, наблюдательность, умение анализировать, отбирать достоверную и важную информацию самостоятельно. Многое из этого можно почерпнуть в информационной среде. А вот навыки работы с натуральными образцами никакой электронный сервис не даст. Поэтому «котлеты отдельно, мухи отдельно».
Как к таким экспериментам относятся дети, родители, ваши коллеги?
Неоднозначно. Была критика присутствия ошибок в работах учеников. Но не это ли свидетельство процесса? Да, люди ошибаются, нужно принимать это спокойно, а главное — давать возможность исправиться и быть умнее. В школе цена ошибки маленькая, но исправлять ошибку важно и нужно.
Что ждёт геймификацию образования и обучение с элементами игры в российских школах? Получится ли внедрить этот способ, и нужно ли нам это?
Сложно сказать. В сознании постсоветского поколения детей уже нет чётких рамок, а вот у их родителей есть. Так и с играми: для подростков это другой мир, возможность выразиться, свобода. Но нужно, чтобы ребёнок понимал, зачем он играет в данную игру, умел анализировать свой выбор и действия. К сожалению, чаще всего и учителя, и родители не уделяют этому времени. Да и контент не всегда подходит для образования. Поэтому ждём настоящие игры: симуляторы, качественные и умные стратегии.
Расскажите, как вы переворачиваете свои уроки по биологии.
На моих уроках я позволяю использовать разные варианты поиска информации и её закрепления, но на мне остаётся работа по систематизации этого процесса и контролю над ним. На биологии использую «перевернутый» класс и задаю на дом изучение новой темы (чаще ссылаюсь на свой короткий на znaika.ru в разделе «Биология»), предлагаю материалы для самоконтроля, используя онлайн-сервисы или образовательные приложения (в моем случае iTunesU). А в классе мы общаемся и проводим практические занятия и контроль. Приведу пример работы учеников при изучении темы «Распространение растений и их разнообразие». Делать презентацию скучно, а вот снять фильм (или мультик) — уже интереснее. Предлагаю ребятам искать растения на денежных знаках и указывать страну и растение. Как только команды выполняют задание, мы смотрим их ролики и рисуем интерактивную карту, обсуждая при этом особенности и роль культурных и диких растений. Потом работы выкладываются в общий доступ для всех заинтересованных.
Работа ученицы 6 класса.
Вы изучаете опыт применения смешанного обучения зарубежных коллег?
На конференции EdCrunch в Москве выступала Алекса Джойс, руководитель образовательного направления Microsoft. Меня воодушевила инновационная практика американских школ: они знают инструменты, моделируют образовательный процесс, разрабатывают индивидуальные планы и глубоко работают с мотивацией. Нашей системе образования не хватает такого менеджмента, но есть большие отличия в менталитете. Не буду оценивать или сравнивать образовательные концепции. Очень жаль, что наши ребята с широким кругозором и глубокими знаниями в предметах естественнонаучного цикла покидают страну.
Заниматься наукой, почти не имея средств на существование в возрасте 22-25 лет — это высший пилотаж патриотизма.
Здорово, что в школах Америки и Великобритании интерактивная среда, потому что, скорее всего, учителя не заняты бумажной волокитой, и вырабатывают не 30 часов в неделю на уроках. Госпожа Джойс давала советы по использованию приложений и приводила примеры мотивации учеников. Полезная информация, часть ее я приняла к сведению, но в целом в нашем Лицее есть всё, о чём она говорит.
Светлана, мы знаем, что вы преподаёте в Центре образования «Технологии обучения», обучая детей с ограниченными возможностями. Какие возможности даёт этот центр ученикам?
Учителем дистанционной формы обучения детей-инвалидов при нашем Лицее, который сотрудничает с Центром образования «Технологии обучения», работаю третий год. Мои ученики — ребята из разных районов республики. Тяга к обучению у них не меньше, чем у здоровых сверстников. Наоборот, биология и география даже через Skype становятся увлекательными, когда можешь поучаствовать в изучении планеты сам. Мои коллеги и я часто используем образовательные комплексы iКласса, а также «Живую математику», «Живую биологию», «Живую географию» и другие. Важным для наших младших друзей является общение.
Вот как научить почти слепого человека ориентироваться по сторонам света?
На моём опыте это происходит так: ждём солнечного дня, чтобы мама подвела к окну и сказала, который сейчас час. А дальше учитель включает воображение и подбирает слова, описания, ощущения, указывает путь к знанию словом. Это замечательная работа. Теперь шестиклассник знает, что окна выходят на южную сторону и где-то там далеко есть экватор, моря и горы.
У вас есть идейный вдохновитель, чья деятельность мотивирует двигаться вперёд и развиваться профессионально?
Работа в школе для молодого специалиста бывает настоящим испытанием. И не всегда тебя «проверяют» дети, иногда это делает и учительский коллектив. Знаете такое выражение — «Инициатива наказуема»? Вот этот принцип замечательно срабатывает.
Исправить педагогические ошибки достаточно сложно, поэтому свободы вдохновения приходится добиваться благодаря неиссякаемому оптимизму.
Я очень благодарна за поддержку заместителю генерального директора нашего Лицея Канунниковой Татьяне Григорьевне, это человек, который в меня верит и всегда поддержит. Идейным вдохновителем (в плане технологий) считаю нашего главного специалиста по IT — Константина Бирюкова. Это человек, который является одним из основателей модели «1:1» в Лицее и находится на волне образовательных технологий. В нашей школе проводятся мероприятия для учителей, семинары и круглые столы, где мы знакомимся с потрясающими людьми: коллегами из других городов, ведущими специалистами в области использования технологий обучения, тренерами, помогающими освоить электронные образовательные инструменты. Так что вдохновители — это прежде всего мои коллеги, ученики и добрые друзья.
Что сейчас самое главное в образовании? Люди, технологии, методика?
Всё зависит только от тех, кто создает среду. Преклоняюсь перед классической советской педагогикой: плох тот российский учитель, кто не владеет нашей отечественной педагогической базой. Чтобы начать менять парадигму, нужно тонко чувствовать рациональность отказа от прежних методов. Как тут не вспомнить новые ФГОС? Пишут правильные вещи: формирование личности ученика, гражданской позиции, компетенций. Но школа остается оторванной от практики, большинство учителей и детей «мира не видели». Выезды и экспедиции «из кармана родителей» тоже нечастое явление. Все как сидят за партой, глядя в затылок товарищу, так и сидят, пока учитель вещает свой монолог и указывает на упражнение в учебнике.
Меня смущает, когда говорят о нужных вещах и не позволяют их легко осуществлять. Чтобы съездить в музей, нужно собрать пачки бумаг и обойти десятки инстанций. Что уж говорить о походе с палатками…
А если отойти от больной темы, в своей практике я выступаю за новые технологии, применение новых методов в образовательном процессе, за самосовершенствование учителя и открытую трансляцию опыта.
Все фото- и видеоматериалы предоставлены Светланой Садаковой.